– Артем Акопович, какова была структура Великого шелкового пути?
– Великий шелковый путь (ВШП) – это транспортный коридор Восток – Запад, существовавший с разной степенью интенсивности около тысячи лет. Изначально он соединял Китай и Европу и стал известен благодаря названию главного товара, направлявшегося из Китая на запад – шелку.
ВШП не ограничивался одним маршрутом, а состоял из двух: северного и южного. Первый являлся преимущественно сухопутным с множеством ответвлений и проходил по Центральной Азии, современным Афганистану и Ирану, северу Аравийского полуострова к Средиземному морю с развилкой из Китая в Индостан. Из Восточного Средиземноморья этот путь был водным до берегов Южной Европы.
Второе направление ВШП начиналось водным маршрутом из Китая через Южно-Китайское море к Индонезийскому архипелагу, далее через Индийский океан в направлении Персии к Аравийскому полуострову, разветвляясь около Африканского Рога в направлении на юг и на север, через Красное море в Южную Европу. Северный и южный маршруты имели сочленения в Индостане и Средиземном море. Фактически оба направления были главными транспортными коридорами, соединявшими Дальний Восток и Европу.
В новое время существовал пассажирский железнодорожный маршрут Париж – Константинополь и грузовой – Багдадская железная дорога. На текущем этапе речь идет о развитии северного маршрута Шелкового пути – сухопутного. Особое внимание уделяется прежде всего железнодорожному транспорту как наиболее эффективному способу перевозки в соотношении уровня издержек и скорости доставки.
– Какой маршрут для Нового Шелкового пути будет наиболее оптимальным?
– Транссибирская магистраль может стать основой для данного пути с продолжением в Европе. Но есть одно но и оно имеет принципиальное значение: в таком случае неохваченными окажутся азиатские страны, которым отводится существенная роль в товарообороте между Европой и Дальним Востоком. Поэтому сейчас речь идет о корректировке древнего сухопутного пути, который будет пересекать Казахстан, Россию, Беларусь и Польшу с выходом в Германию.
С точки зрения интересов Китая, России, Казахстана и Белоруссии такой маршрут выгоден. Однако в проекте хотят принять участие также страны, через территории которых проходил древний Великий шелковый путь: Индия, Пакистан, Афганистан, практически все центрально-азиатские страны, Иран, государства Южного Кавказа и Турция. При этом, как уже понятно из самой географии, маршрут может пролегать в крайне неспокойных с политической точки зрения местностях.
Хотел бы обратить внимание еще на один аспект маршрутизации. Если посмотреть на карту авиационных полетов между Европой и Азией, то отчетливо видно, что существует главный маршрут, проходящий чуть южнее традиционного сухопутного Шелкового пути. Именно там расположены главные аэропорты по пути из Европы в Азию. Фактически это ключевой межрегиональный пассажиропоток.
– Оценивая возможности сухопутного транспортного объединения стран ШОС и ЕАЭС с ЕС, могли бы Вы определить роль и место этих государств в Новом Великом шелковом пути?
– Стратегически важно введение государств – членов ШОС и ЕЭС в создаваемый маршрут. Однако на этом пути есть серьезные трудности и они связаны не столько с экономическими вопросами, сколько с политикой. Так, в частности, даже существующие железнодорожные пути в ряде случаев не могут использоваться из-за межгосударственных конфликтов, например, на Южном Кавказе.
Серьезные проблемы есть и с соединением Ирана с Афганистаном. Кроме того, неоднозначно расценивается в КНР территориальное доминирование в проекте России. Поэтому на данном момент, исходя из возможностей, целесообразно обратить более пристальное внимание на государства Центральной Азии, которые хотели бы войти в проект, а также иметь в виду интересы Индии и Пакистана в реализации маршрутных проектов с Европой.
Беседовал Шант Даниелян
Автор: Артем Улунян, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.