+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.12.2017 14:22:59
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Три мифа о едином окне

Российское транспортное сообщество уже довольно давно обсуждает внедрение в практику механизма единого окна для таможенного оформления грузов в морских портах. В ходе дебатов тема успела обрасти множеством мифов. РЖД-Партнер попросил представителя одной из компаний, работающей в сфере таможенного оформления – «Спецгрузавтотранс» (SPEGAT) и далекой от баталий по разработке данного механизма, прочесть соответствующие рекомендации Европейской экономической комиссии ООН и пояснить, как в них трактуется понятие единого окна и порядок подачи электронных документов. Своими размышлениями делится руководитель новороссийского подразделения SPEGAT Арсен Мирзоян.
Три мифа о едином окне
Сверяемся с первоисточником

– Арсен Георгиевич, по идее, изменения регламентов российской таможни должны учитывать лучшие мировые практики в этой сфере. Они отражены в стандартных инструкциях ЕЭК ООН, в частности в рекомендации № 33 Центра ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН). Какова же мировая практика?

– В рекомендациях ЕЭК ООН сказано, что единое окно – это механизм, позволяющий сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, предоставлять стандартизированную информацию, используя единый пропускной канал, для того чтобы выполнить все регуляторные требования в сфере документального сопровождения импорта, экспорта и транзита грузов. Если информация направляется в электронном формате, то ее отдельные элементы должны предоставляться единожды и не дублироваться в других документах.

– Это основополагающие принципы технологии, которая хорошо зарекомендовала себя во многих странах. Почему она не используется в РФ?

– Сложно сказать. Иногда обсуждаемые в публичном пространстве изменения не всегда соотносятся с планами их инициаторов. Бывает так, что первопричина забывается, и мы наблюдаем лишь ее последствия и разговоры, в ходе которых рождаются мифы. В российском транспортном сообществе при обсуждении концепции единого окна возникло как минимум три таких мифа. Давайте рассмотрим их детально и сверим с первоисточником – рекомендациями ЕЭК ООН – и тогда, возможно, станет ясно, почему с успехом внедренная за рубежом технология у нас пока не работает.

Миф первый: предварительное информирование – это обязательная процедура

– Есть ли в рекомендациях ЕЭК ООН такое понятие как предварительное информирование?

– Такое определение в рекомендациях ООН отсутствует. Однако в России оно почему-то фигурирует на всех совещаниях, где обсуждаются вопросы таможенной деятельности. В рекомендациях ЕЭК ООН черным по белому написано, что участники внешнеторговых отношений должны выполнять все необходимые регуляторные требования, и прежде всего речь идет о создании универсального механизма, призванного обеспечить выполнение правил в рамках действующих процедур.

– Выходит, что предварительное информирование в концепции единого окна является излишеством?

– Такая формулировка не совсем точна. Предварительное информирование – это дополнительное действие, обеспечивающее выполнение основной процедуры, которая называется прохождением таможенного контроля.

Миф второй: электронный учет документов обязателен

– Почему ФТС России требует предоставлять документы для учета перемещения грузов в электронном формате?

– Поскольку отечественные госорганы сами сформировали требования по обязательному переводу всех физических процедур в электронный формат, то и электронный учет всех документов, предоставляемых при заходе судна с грузом в порт, также стал обязательным.

– А есть ли что-то похожее в рекомендациях ЕЭК ООН?

– Механизм единого окна, используемый в ЕС, не включает обязательного внедрения и применения передовых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) всеми участниками перевозок. Вместе с тем в рекомендациях ЕЭК ООН указано, что правительства стран могут брать на вооружение соответствующие ИКТ и использовать их в механизме единого окна в том случае, если они упростят процедуры, сопутствующие международной торговле.

Миф третий: необходима сверка электронных документов с бумажным оригиналом

– Если учет документов ведется в электронном формате, то почему на российской таможне их обязательно сверяют с бумажными оригиналами?

– В РФ такое требование при подаче документов в электронном виде воспринимается как нечто само собой разумеющееся. В большинстве же случаев оригиналы требуется предъявлять лишь потому, что их физически невозможно перевести в полноценный цифровой документ, при этом не во всех странах судебные инстанции принимают сканы и копии документов. Вместе с тем сверка электронных и бумажных документов полностью лишает смысла механизм электронного декларирования. Если электронный документ имеет цифровую подпись и криптографическую защиту, то, по сути, это означает его равнозначность бумажному документу.

– Какие шаги с учетом рекомендаций ЕЭК ООН целесообразнее всего предпринять для внедрения единого окна в нашей стране?

– По нашему мнению, в РФ необходимо создать IT-инфраструктуру, которая позволит формировать документы, имеющие юридическую силу в судах разных стран при максимально возможном соблюдении требований международных положений. Более того, требуется создать реестр документов, выходящих из единого окна, которые, напомню, должны быть оригиналами. При этом итоговый документ, свидетельствующий о прохождении единого окна, должен создаваться автоматически в результате действий пользователей, которые внесли информацию в систему по определенному регламенту. Мы считаем, что именно об этом идет речь в рекомендациях ЕЭК ООН. Структура и формат документов такого реестра, условия их легитимности – вот что следовало бы сейчас обсуждать в первую очередь.

Беседовала Марина Ермоленко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions