• Ставка на полувагон
    1854
    -2.2 %
    руб./сут.
    октябрь 2019
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 64.03 0 EUR ЦБ РФ 71.48 0
    BTC 9352.06 usd BTC 594510.45 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.12.2017 14:22:59
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Три мифа о едином окне

Российское транспортное сообщество уже довольно давно обсуждает внедрение в практику механизма единого окна для таможенного оформления грузов в морских портах. В ходе дебатов тема успела обрасти множеством мифов. РЖД-Партнер попросил представителя одной из компаний, работающей в сфере таможенного оформления – «Спецгрузавтотранс» (SPEGAT) и далекой от баталий по разработке данного механизма, прочесть соответствующие рекомендации Европейской экономической комиссии ООН и пояснить, как в них трактуется понятие единого окна и порядок подачи электронных документов. Своими размышлениями делится руководитель новороссийского подразделения SPEGAT Арсен Мирзоян.
Три мифа о едином окне
Сверяемся с первоисточником

– Арсен Георгиевич, по идее, изменения регламентов российской таможни должны учитывать лучшие мировые практики в этой сфере. Они отражены в стандартных инструкциях ЕЭК ООН, в частности в рекомендации № 33 Центра ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН). Какова же мировая практика?

– В рекомендациях ЕЭК ООН сказано, что единое окно – это механизм, позволяющий сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, предоставлять стандартизированную информацию, используя единый пропускной канал, для того чтобы выполнить все регуляторные требования в сфере документального сопровождения импорта, экспорта и транзита грузов. Если информация направляется в электронном формате, то ее отдельные элементы должны предоставляться единожды и не дублироваться в других документах.

– Это основополагающие принципы технологии, которая хорошо зарекомендовала себя во многих странах. Почему она не используется в РФ?

– Сложно сказать. Иногда обсуждаемые в публичном пространстве изменения не всегда соотносятся с планами их инициаторов. Бывает так, что первопричина забывается, и мы наблюдаем лишь ее последствия и разговоры, в ходе которых рождаются мифы. В российском транспортном сообществе при обсуждении концепции единого окна возникло как минимум три таких мифа. Давайте рассмотрим их детально и сверим с первоисточником – рекомендациями ЕЭК ООН – и тогда, возможно, станет ясно, почему с успехом внедренная за рубежом технология у нас пока не работает.

Миф первый: предварительное информирование – это обязательная процедура

– Есть ли в рекомендациях ЕЭК ООН такое понятие как предварительное информирование?

– Такое определение в рекомендациях ООН отсутствует. Однако в России оно почему-то фигурирует на всех совещаниях, где обсуждаются вопросы таможенной деятельности. В рекомендациях ЕЭК ООН черным по белому написано, что участники внешнеторговых отношений должны выполнять все необходимые регуляторные требования, и прежде всего речь идет о создании универсального механизма, призванного обеспечить выполнение правил в рамках действующих процедур.

– Выходит, что предварительное информирование в концепции единого окна является излишеством?

– Такая формулировка не совсем точна. Предварительное информирование – это дополнительное действие, обеспечивающее выполнение основной процедуры, которая называется прохождением таможенного контроля.

Миф второй: электронный учет документов обязателен

– Почему ФТС России требует предоставлять документы для учета перемещения грузов в электронном формате?

– Поскольку отечественные госорганы сами сформировали требования по обязательному переводу всех физических процедур в электронный формат, то и электронный учет всех документов, предоставляемых при заходе судна с грузом в порт, также стал обязательным.

– А есть ли что-то похожее в рекомендациях ЕЭК ООН?

– Механизм единого окна, используемый в ЕС, не включает обязательного внедрения и применения передовых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) всеми участниками перевозок. Вместе с тем в рекомендациях ЕЭК ООН указано, что правительства стран могут брать на вооружение соответствующие ИКТ и использовать их в механизме единого окна в том случае, если они упростят процедуры, сопутствующие международной торговле.

Миф третий: необходима сверка электронных документов с бумажным оригиналом

– Если учет документов ведется в электронном формате, то почему на российской таможне их обязательно сверяют с бумажными оригиналами?

– В РФ такое требование при подаче документов в электронном виде воспринимается как нечто само собой разумеющееся. В большинстве же случаев оригиналы требуется предъявлять лишь потому, что их физически невозможно перевести в полноценный цифровой документ, при этом не во всех странах судебные инстанции принимают сканы и копии документов. Вместе с тем сверка электронных и бумажных документов полностью лишает смысла механизм электронного декларирования. Если электронный документ имеет цифровую подпись и криптографическую защиту, то, по сути, это означает его равнозначность бумажному документу.

– Какие шаги с учетом рекомендаций ЕЭК ООН целесообразнее всего предпринять для внедрения единого окна в нашей стране?

– По нашему мнению, в РФ необходимо создать IT-инфраструктуру, которая позволит формировать документы, имеющие юридическую силу в судах разных стран при максимально возможном соблюдении требований международных положений. Более того, требуется создать реестр документов, выходящих из единого окна, которые, напомню, должны быть оригиналами. При этом итоговый документ, свидетельствующий о прохождении единого окна, должен создаваться автоматически в результате действий пользователей, которые внесли информацию в систему по определенному регламенту. Мы считаем, что именно об этом идет речь в рекомендациях ЕЭК ООН. Структура и формат документов такого реестра, условия их легитимности – вот что следовало бы сейчас обсуждать в первую очередь.

Беседовала Марина Ермоленко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Экологическое законодательство: на что обратить внимание транспорту?

Экологическое законодательство: на что обратить внимание транспорту?
В 2019 году ряд проектов, ужесточающих экологическое законодательство, коснулся и транспортной отрасли. Дмитрий Моторин, юрист VEGAS LEX, рассказал, на что следует обратить внимание и чего ждать в будущем.
РЖД-Партнер

Конкуренция за пузырьки: кто везет газировку потребителю?

Конкуренция за пузырьки: кто везет газировку потребителю?
Чем ближе Новый год, тем чаще на улицах городов от Камчатки до Калининграда появляются грузовики с брендом Coca-Cola. Доставка напитков от производства до потребителя для компании усложняется не только огромной территорией, по которой разъезжаются грузовички, но и необходимостью совместить две стратегии компании. Как бороться за экологию и повышать экономическую эффективность одновременно и кто выигрывает конкуренцию в борьбе за доставку газировки, рассказал менеджер по транспортировке и дистрибуции Coca-Cola HBC Россия Дмитрий Сергеев.
РЖД-Партнер

Маркетплейсы – единственный верный путь для логистики

Маркетплейсы – единственный верный путь для логистики
В мае IТ-компания Relog приобрела крупнейший маркетплейс по поиску груза и транспорта в Казахстане – «20 тонн». В сервисе зарегистрировано более 38 тыс. пользователей и было совершено уже более 1,34 млн заказов по всему СНГ. К системе подключены 8 тыс. перевозчиков (в основном из Казахстана). Месячная аудитория водителей составляет 5 тыс. пользователей и каждый день регистрируется порядка 50–60 пользователей, притом что сервис сегодня работает без рекламы. Эксперты предполагают, что подобное приобретение позволит Relog стать лидером на рынке Казахстана в предоставлении IТ-продуктов в логистике. О судьбе маркетплейсов в логистике мы поговорили с основателем и генеральным директором Relog Бауыржаном Рустемовым.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort