+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.08.2022 12:51:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Транспортная реформа не предполагает приоритета общественного транспорта

О результативности петербургской транспортной реформы говорить пока рано, но положительные моменты у нее есть. Правда, в разговоре с РЖД-Партнером в качестве однозначных из таковых Владимир Валдин, директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA, нашел только два.


Транспортная реформа не предполагает приоритета общественного транспорта

– Владимир Владимирович, транспортная реформа официально завершилась 15 июля. Уже можно делать первые выводы о ней? 

– Все плюсы и недостатки петербургской транспортной реформы проявятся, наверное, через год. Пока рано что-то говорить. Но я пока не вижу, чтобы петербуржцы, у которых есть личный автотранспорт, массово пересаживались бы на трамваи и автобусы, потому что на автобусе или трамвае быстрее. Вообще развитие общественного транспорта должно в первую очередь предполагать такое развитие его инфраструктуры, чтобы он получал максимально возможный уровень приоритета и становился предсказуемее и быстрее. В рамках проведенных мероприятий этого не произошло, но это даже не планировалось.    

– Но ведь главная задача любой транспортной реформы, в том числе и петербургской, именно в этом – в отказе от личного автотранспорта?

– Транспортная реформа – это не совсем правильное определение для произошедшего в Петербурге. В Смольном это называют переходом на новую модель транспортного обслуживания. Главная задача этого комплекса мероприятий – изменение отношений между заказчиком и перевозчиком. Отказ от маршруток в пользу автобусов и унификация тарифной системы. Более никаких задач в его ходе не ставили и не пытались изменить. Из инфраструктурного в ходе мероприятий в городе появились только новые остановочные пункты, ведь раньше петербургские маршрутки (несмотря на нормативное ограничение) останавливались «вон у того столба». Новых выделенных полос не появилось, как не особо заметно повышение качества контроля над нарушениями на существующих. Новые красивые машины едут по расписаниям, в которые включены все старые пробки, поэтому скорость перемещении в целом не увеличилась.

– На петербургские дороги вновь вышли коммерческие маршрутки. Так и должно было быть?  

– Это не совсем коммерческие маршрутки, если речь не идет о заезжающих в город областных перевозчиках. Это нелегальный извоз. Он в различных объемах существовал здесь всегда, и борьба с ним велась с переменным успехом. Просто после введения новой модели явно выбивающиеся из «дресс-кода» машины стали особенно заметны. Предпосылка для их появления банальна: они появились там, где в рамках управляемой городом сети не хватает транспортного предложения, а спрос на перевозки есть. 

О том, что математическая основа для новой маршрутной сети имеет серьезные огрехи, говорилось многими уже не раз. При планировании учитывать надо не «пассажиропотоки» (то есть сколько и как людей едут сейчас), а транспортный спрос – то есть сколько, как и куда хотели бы поехать. Причем и сегодня, и в будущем. Ведь именно его надо удовлетворить. А как показала нынешняя ситуация на купчинском и шушарском направлениях, этот спрос даже на сегодня просчитали или плохо, или, скорее всего, никак, потому что пассажиров, которые сегодня стоят в очереди к нелегалам,  вообще не увидели.     

– Значит ли это, что Петербург никогда не избавится от нелегальных перевозчиков? 

– Удалить их с дороги реально можно только налаживанием нормального сервиса там, где его недостает. Для этого Смольный должен увеличить транспортное предложение. Но это очень непросто, потому что оно не просчитано изначально и не заложено в бюджет.

Согласно новым договорным условиям перевозчики переведены на «брутто-контракты». Все договоры уже заключены, деньги распределены на много лет вперед. Можно, конечно, разыграть новый тендер на маршруты, но будут ли на него средства? Теоретически можно даже вернуть сюда в каком-то объеме коммерческие маршрутки, но на это никто не пойдет уже политически. Как поступить? У меня нет идей, кроме единственной: в бюджете надо выискивать деньги на маршруты и новые автобусы.

– Вы говорите, что в транспортной реформе есть положительные моменты. Какие? 

– Возможность в любом транспортном средстве оплачивать проезд «Подорожником» и ввод пересадочного тарифа. Многие годы до этого момента нам разъясняли, что ввод пересадочного тарифа в условиях использования петербуржцами «Подорожника» невозможен, потому что этот билет невозможно запрограммировать так, чтобы он считал бесплатные пересадки или льготные временные промежутки. Благодаря транспортной реформе выяснилось, что «Подорожник», оказывается, вполне поддается перепрограммированию. Это огромный плюс в реформе. 

Это, конечно, можно было бы сделать и без транспортной реформы. Но не произошло. Теперь хорошо бы сделать так, как в Москве, чтобы так же автоматически подгружались и поездки в метро.

Ну и, конечно же, транспорт стал значительно опрятнее и комфортабельнее для всех, включая мам с колясками. Теперь остается чуть: сделать так, чтобы этот комфорт не оставался бы периодически только компенсацией за передвижение со скоростью черепахи сквозь пробку. Или езду со скоростью 30 км/ч там, где никакими пробками и не пахнет.

Беседовала Алена Алешина


 
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions