• Ставка на полувагон
    2321
    32.2 %
    руб./сут.
    ноябрь 2021
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2021Г. - 59 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 75.59 0 EUR ЦБ РФ 84.95 0
    BTC 57192.16 usd BTC 4253380.94 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.10.2021 15:43:26
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Таможня вошла на новый этап развития

Сегодня, 25 октября, свой профессиональный праздник отмечают таможенники России. Федеральная таможенная служба празднует свой юбилей – ведомству исполнилось 30 лет! О том, с какими результатами, планами и надеждами завершает год таможня, РЖД-Партнеру рассказал первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы РФ Руслан Давыдов.
Таможня вошла на новый этап развития
– Руслан Валентинович, по данным начала октября, в текущем году показатель перечислений в бюджет на 33% превышает прогнозное задание. Какие рыночные факторы создали условия для получения такого результата?

– В первую очередь рост импорта и его стоимости: в этом году мы вышли на рекордные показатели индекса таможенной стоимости (доллар за килограмм). Тому есть две причины: ввиду мировой инфляции мы увидели в целом подорожание товаров, также сыграл свою роль отложенный спрос: вероятно, люди, соскучившись за пандемию по шопингу, начали покупать больше.

Не меньшее влияние оказал рост цен на те товары, что Россия производит и экспортирует. Самую сильную динамику показала стоимость металлов, также выросла в цене продукция отрасли деревообработки.

Не последнюю роль играет наше администрирование: сфера внешнеэкономической торговли стала прозрачнее, обмануть таможню стало сложнее, участники ВЭД стали более объективно и достоверно заявлять стоимость импортных и экспортных товаров.

Подводя итог, отмечу: в структуре собираемых нами платежей экспорт сейчас достигает одной трети, основной же массив – импорт. В этом году при тех же весовых объемах мы получили серьезный прирост по стоимости импортных товаров, что позволило превысить прогноз бюджетных поступлений.

– Как Вы считаете, эта тенденция сохранится в следующем году?

– Крайне сложно предсказывать. Сейчас нас накрывает очередная волна коронавируса, ограничения и локдауны сильно бьют по экономике. Это мощнейший фактор, слабо поддающийся прогнозам. Также важно учитывать возможные сбои в товаропроводящих цепочках. Остановки портов в Китае, перекрытие Суэцкого канала контейнеровозом... Эти и другие события 2021 года отражают хрупкость мировой логистической системы.

Впрочем, не хочу быть пессимистом, ведь в ряде вопросов это даже нам на руку. К примеру, в текущем году резко выросла привлекательность железнодорожных транзитных перевозок через Россию. По стоимости отправление по железной дороге практически сравнялось с ценой перевозки морем, а по скорости, например, по направлению Китай – Европа мы можем везти в 3 раза быстрее.

– К слову о странах-партнерах... Товарооборот с Евросоюзом сокращается уже на протяжении нескольких лет. Как Вы считаете, сохранится ли и далее тенденция переориентации российских товаропотоков на азиатское направление или на данный момент структура товарооборота достигла некоего стабильного состояния?

– Все эти годы с момента, когда Запад объявил России санкционную войну, доля стран Европы в товарообороте с Россией и Евразийским союзом действительно снижается. Если ранее доля Евросоюза (с учетом Великобритании) составляла 50%, то сейчас мы приближаемся к значению около 38%. Насколько эта тенденция сохранится, будет зависеть от разумности западных политиков – готовы ли они жертвовать экономическими связями в угоду политическим установкам. Они создали газовый кризис, потеряли российский рынок продовольствия... А свято место пусто не бывает – в нашем случае его активно занимают азиатские страны.

– В торговле с Азией многие эксперты выделяют логистику как одну из ключевых проблем. Как, на Ваш взгляд, можно было бы ускорить доставку азиатских грузов до российского потребителя и наоборот? И какова в этом роль таможни?

– Роль таможни – быстрое и бесшовное прохождение пунктов пропуска. Чтобы еще ускорить действующие процессы, необходимо не затягивая внедрять новые технологические проекты и решения. Это требует серьезных инвестиций как со стороны государства, так и со стороны бизнеса, в частности морских портов. На мой взгляд, им следует активнее вкладываться в инфраструктуру, развитие собственных возможностей, как это делают владельцы и операторы портов, к примеру, в Бельгии, Нидерландах, Китае, Сингапуре и т. д.

Пока мы сильно отстаем в вопросах развития инфраструктуры, но здесь таможня бессильна. Со своей стороны, скажу: мы знаем, что делать, и постоянно движемся к оптимизации работы.

– В оптимизации движения товаров огромную роль сыграла программа цифровизации таможни. Каких результатов удалось достичь в этом направлении в текущем году?

– В конце прошлого года закончилась комплексная программа, которую мы реализовывали в рамках Стратегии-2020, – создание территориально распределенной сети электронных таможен, центров электронного декларирования. В текущем году нашей главной целью была отладка этой системы, выход на проектную мощность.

Также с этого года начался первый этап реализации Стратегии-2030. Мы активно занимались проработкой моделей новых продуктов. К примеру, модели интеллектуального пункта пропуска, которую мы предложили Минтрансу России.

– В чем ее особенность?

– Это не только инфраструктура, которая позволяет проводить операции максимально быстро и эффективно, но и особая начинка: интернет вещей, умные весы, считыватели номерных знаков, инструменты автоматической регистрации людей и грузов, рентген-сканеры, детекторы радиоактивных веществ. Все это связано в одну систему, которая позволяет учитывать и обрабатывать полученные данные, снижая влияние человеческого фактора и попутно высвобождая руки и головы таможенников. Далее вступает в дело цепочка прослеживаемости товара вплоть до вывода его из оборота.

– А готова ли таможня к созданию условий для бесшовной мультимодальной работы?

– Уже сейчас мы активно занимаемся такими проектами. К примеру, с компанией Maersk мы запустили по направлению Юго-Восточная Азия – Европа бесшовные перегрузки контейнеров с морских судов на железную дорогу и обратно. В Японии контейнеры погружают на корабль, он приходит в порт Находка, где тут же собирается контейнерный поезд, следующий до Санкт-Петербурга. В Северной столице снова происходит перегруз, и контейнеры уплывают дальше, в Гданьск. Этот маршрут мы отработали в тесном взаимодействии с бизнесом, перевозчиком в лице ОАО «РЖД», отправителями и получателями.

– А что требуется, чтобы масштабировать эту практику? Вы открыты к новым проектам?

– Безусловно, мы готовы к сотрудничеству и считаем, что эти проекты пора переводить на следующий уровень. Более того, я уверен, что в комплексной работе всех причастных к процессу грузоперевозок кроется секрет дальнейшего развития отрасли.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions