+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.12.2022 15:31:16
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Таможня, санкции и информационные технологии

О том, как развивается информационное взаимодействие с таможней в нынешних условиях, рассказал начальник службы организации таможенного контроля ЦЭТ Сергей Бирюков. Чем можно помочь экспортерам энергоресурсов в условиях санкций? Эти и другие вопросы также оказались в сфере внимания.
Таможня, санкции и информационные технологии
– Сергей Викторович, через ЦЭТ проходят энергетические грузы, включая уголь и нефть. Как развиваются события, связанные с введением новых санкций против Российской Федерации?

– Как известно, с 5 декабря 2022 года против Российской Федерации начал действовать новый, шестой пакет санкций, затронувший экспорт энергоносителей, на первом этапе – ограничение максимальной цены продажи российской сырой нефти.

В существующих реалиях Российской Федерацией в отношении поставок нефти в недружественные страны, установившие ценовой порог, могут быть применены ответные меры по поставкам российской нефти. Пока сложно предположить дальнейшее развитие событий, но танкерные рейсы с российской нефтью, убывшие из российских портов до 5 декабря, выполняются в параметрах, установленных в договорах.

Танкеры, которые сейчас находятся перед Босфором, также дойдут до потребителей. А дальше ситуация будет развиваться с учетом всех принятых мер.

Цифра в помощь

– Как строится взаимодействие ЦЭТ с транспортными организациями в сфере информационных технологий? В частности, с ОАО «РЖД»…

– В рамках внедрения и совместного развития информационных технологий действует совместная с ФТС России и ОАО «РЖД» рабочая группа по упрощению административных процессов, в которой ЦЭТ принимает активное участие.

На первом этапе была поставлена и решена задача автоматизации проставления отметок таможенных органов о вывозе товара в электронной железнодорожной накладной, включая экземпляр экспортера, с одномоментным направлением данной информации в его личный кабинет для обеспечения последующего взаимодействия с таможенными органами и налоговой службой.

Вторым этапом стало решение задачи автоматизации проставления в электронной железнодорожной накладной отметки о дате вывоза товаров. Эта работа ведется в целях исключения сложностей для экспортеров, поскольку дата вывоза товаров влияет на расчет суммы подлежащей уплате экспортной пошлины. Экспортные перевозки энергоносителей железнодорожным транспортом растянуты по времени, и экспортерам зачастую уже по факту вывоза товаров приходится обращаться в таможню за разъяснениями и подтверждениями. Механизм решения данной задачи определен и находится на стадии согласования.
Третьим этапом, скорее, даже параллельной задачей, является обеспечение взаимодействия в электронном виде таможенных органов декларирования и отгрузки энергоносителей с ОАО «РЖД» при необходимости проведения контрольных мероприятий в месте их погрузки. Решение данной задачи позволит исключить скопления и простои вагонов на путях пограничных станций, поскольку контрольные операции будут выполнены на станции отправления. Оттуда по результату информация и документы в электронном виде поступят на энергетический таможенный пост. Это снизит нагрузку на личный состав таможенных постов и РЖД на пограничных станциях, обеспечив экспортерам прямолинейность, предсказуемость логистики и скорость движения вагонов с экспортируемыми энергоресурсами через пограничные железнодорожные станции. Внедрение данного функционала планируется в 2023 году.

Чтобы поезда не тормозили…

– Насколько помогает таможне подключение к АС ЭТРАН?

– Мы активно используем АС ЭТРАН. Это сейчас крайне важно.

Приведу такой пример. После начала специальной операции на Украине, введения рядом недружественных стран санкций в отношении российского банковского сектора, являющегося крупнейшим лизингодателем вагонного парка, и запрета на поставки российского угля их собственникам пришлось массово, в экстренном порядке возвращать железнодорожные вагоны со станций сопредельных государств. Это касалось и возврата порожних вагонов после изъятий груза на Украине.
Для всех участников этих возвратов требовалось ускоренное понимание статуса вагонов и оформление документов. Учитывая временной цейтнот для всех участников, помогло подключение к АС ЭТРАН – для получения сведений о всех операциях выполненных с вагонами, в том числе и при их возврате. Например, о массовой выгрузке угля из полувагонов либо их перенаправлении другим получателям.

Многим и ЦЭТ пришлось заниматься этими вопросами оформления буквально на ходу. В августе все, что было возможно, сделали. Не буду раскрывать деталей, но вопросы касались более 1 тыс. обращений о внесении изменений в таможенные декларации (в основном, связанным с запретом ввоза российского угля), которые были решены к началу сентября, и в этом АС ЭТРАН оказала неоспоримое подспорье, так как в ней фиксируются все операции, включая и возврат – как с вагонами, так и с перевозимым ими товарами.

Важная составляющая работы таможни

– Как бы Вы оценили уровень развития информационных технологий в таможне в целом?

– Есть основания утверждать, что ФТС России с системой таможенных органов являются локомотивом продвижения, включая и взаимодействие с другими государственными контрольными органов в сфере электронного обмена данными, документами в рамках информационных технологий. Практически все таможенные операции, включая взаимодействие в рамках декларирования, фактического таможенного контроля, переведены в цифру. Руководство ФТС России и мы понимаем, насколько важны простота и прямолинейность информационного обмена важны для российских участников внешнеэкономической деятельности, связанных с рынками экспортных энергоресурсов, при этом ЦЭТ – единственная из таможен, где электронный документооборот в рамках совершения таможенных операций осуществляется круглосуточно.

В частности, в ЦЭТ 94% от всех поданных деклараций проходят автоматическую регистрацию без участия должностных лиц ЦЭТ. Не менее 24% документов в дальнейшем, обрабатываясь в режиме реального времени, приводят к решению об автоматическом выпуске товаров. Иными словами, решение о проверке либо выпуске товаров принимает информационная система таможенных органов, и отметку о выпуске товаров в таможенной декларации проставляет компьютер. Необходимо отметить, что время между авторегистрацией и автовыпуском составляет секунды, но не более 4 минут.

Руководством ФТС России поставлена задача весь объем корреспонденции таможни с иными организациями, ведомствами и участниками внешнеэкономической деятельности перевести в электронный формат, и, без сомнений, эта задача будет выполнена.

Девизом таможни на следующий год можно смело обозначить: развитие цифровых технологий – важная составляющая работы ЦЭТ, призванная облегчить работу экспортеров в нынешних непростых условиях.

Беседовал Александр Солнцев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions