+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.08.2021 15:59:06
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Субсидирование перевозок не решит проблему дефицита рефтранспорта

В последние полгода наблюдается уверенный дефицит грузового транспорта, который накладывается на кратный рост спроса. Это привело к существенному повышению ставок и, соответственно, росту затрат ключевых потребителей таких услуг – ритейлеров. О том, что привело к дефициту рефтранспорта и как с ним бороться, мы поговорили с руководителем проекта Thermofleet компании «Адвантум» (член АСОРПС) Андреем Сидоровым.
Субсидирование перевозок не решит проблему дефицита рефтранспорта
– Андрей, в чем причина сложившегося дефицита транспорта?

 – Чтобы определить причины дефицита в рефрижераторном транспорте, необходимо посмотреть на основные отрасли, которые его используют, – продуктовый ритейл и фармацевтика, а также на рефрижераторный автопарк в целом.

Нужно понимать, что для перевозки продуктов питания используется рефрижераторный транспорт, даже если перевозят не термочувствительный груз.
По разным оценкам, в РФ насчитывается 120–150 тыс. транспортных средств с рефрижераторной установкой, каждый год этот парк растет на 2–3% и обновляется в среднем на 10%. К примеру, в 2019 году было зарегистрировано 11,7 тыс. новых ТС с пометкой «реф», но, к сожалению, реалии 2020-го привели к снижению регистрации нового транспорта на 23% в сравнении с предыдущим годом (всего 8,1 тыс. ед.).

Однако в продуктовом ритейле и фармацевтике сложилась иная ситуация, об этом говорят темпы роста крупнейших игроков рынка X5 Retail Group (8,1%), «Магнит» (5,8%), а также рост торговых площадей (8,3 и 4,5% у X5 и Магнита соответственно). Рост фармацевтической отрасли в РФ составил 10,2%.

Рост ритейла и фармацевтики мог бы стать катализатором для развития рынка реф. транспорта в РФ, но этого не произошло. К примеру, для магистральной транспортировки используются рефполуприцепы, но с ними ситуация неоднозначна. Транспортные компании по ряду причин предпочитают покупать рефрижераторные полуприцепы зарубежных производителей, таких как Schmitz и Krone, но удовлетворить текущий спрос производители не в состоянии и на данный момент принимают заказы только на лето 2022 года.

По итогам 2019–2020 гг., отечественные производители рефрижераторных полуприцепов занимают приблизительно 20% рынка. Основная причина низкого проникновения на рынок отечественной техники связана с тем, что российские компании сравнительно недавно начали производить рефполуприцепы, чему поспособствовали повышение госпошлины и утилизационного сбора на б/у технику. Более низкая стоимость, а также использование холодильно-отопительных установок, аналогичных компаний Сarrier и Thermo King, делают российскую технику конкурентоспособной западным аналогам. Несмотря на это, транспортные компании пока не уверены в качестве и долговечности отечественного рефтранспорта и готовы ждать зарубежных производителей.

 – Насколько увеличились ставки перевозчиков по сравнению с прошлым годом?

– По мнению транспортных компаний ставки увеличились в среднем на 20–30%.

Факторы, повлиявшие на рост ставок: повышение цены топлива; дефицит рефрижераторного транспорта; нехватка водителей и, как следствие, повышение их зарплаты. Пандемия также повлияла и на рынок труда, что привело к дефициту кадров среди водителей транспорта, соответственно возросли затраты на заработную плату водителей.

Стоит отметить, что цена сейчас – не единственный критерий, по которому конкурируют транспортные компании, большая часть торговых сетей оценивает качество перевозки с помощью внедрения автоматизированных систем контроля. Данные системы оценивают своевременность подачи транспорта, своевременность доставки и соблюдение температурного режима. На основе этих показателей недисциплинированные компании получают меньше заявок. При этом компании, предоставляющие более качественные услуги, повышают цены.

 – Считаете ли Вы необходимым субсидировать перевозку продукции автотранспортом? Какие риски есть у этого решения?

 – Для сохранения конкуренции на рынке рефрижераторных перевозок необходимо субсидировать не сами перевозки, а производство и приобретение нового транспорта, что позволит эффективным транспортным компаниям наращивать объемы перевозок качественным рефрижераторным парком. Субсидирование же перевозок, на мой взгляд, стратегически не решит проблему дефицита транспорта, а лишь позволит кратковременно облегчить финансовую нагрузку на грузоотправителей и сдержать рост цен на товары, не устраняя причины дефицита транспортных средств.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions