+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.08.2022 11:02:43
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Создание единого транспортного узла в Каспийском бассейне требует объединения инфраструктурных мощностей всех стран-партнеров

Резкое повышение спроса со стороны российского и белорусского рынков на транспортные услуги Казахстана поменяло логистическую структуру Каспийского бассейна. О том, какие потребуются шаги для создания единого транспортного узла, рассказала Оксана Феоктистова, директор БЮ ПЭК: GLOBAL.
Создание единого транспортного узла в Каспийском бассейне требует объединения инфраструктурных мощностей всех стран-партнеров
– Оксана, как в текущих условиях изменилась роль Транскаспийского международного транспортного маршрута?

– Транскаспийский международный транспортный маршрут пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан и Грузию с выходом в Турцию и страны Европы.

Казахстанская часть коридора проходит через порты Курык и Актау. Они специализируются на паромных перевозках железнодорожных контейнеров и грузовых ТС. Товары, доставленные железнодорожным или автомобильным транспортом, следуют к терминалу. Затем фуры и контейнеры грузят на паромы, которые держат путь в порты Баку или Алят. По прибытии составы становятся на рельсовую колею, автотранспорт возвращается на трассу. Следующий этап – доставка вглубь Азербайджана либо транзитом в сторону Грузии, Турции, Средиземноморского бассейна.

– Какими темпами развиваются порты? Достаточна ли эта скорость для закрытия возросших логистических потребностей?

– Да, порты активно развиваются, а грузопоток растет. Возьмем для примера порт Курык. По информации филиала ПЭК в Казахстане, за март – июль грузопоток через морскую гавань увеличился на 120% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Важное преимущество порта Курык – круглогодичная навигация. За счет географического расположения акватория защищена от штормов и не покрывается льдом.

Морская гавань продолжает развиваться, и в перспективе ее мощностей хватит, чтобы справиться с растущими объемами. На площадке есть железнодорожные и автопаромные комплексы, специализированные терминалы, торгово-логистический комплекс, нефтеналивной терминал, СВХ, контейнерные площадки.

В 2022 году запланировано введение в эксплуатацию универсального перегрузочного терминала, рассчитанного на перевалку порядке 3 млн контейнерных, генеральных и навалочных грузов. Предстоит запуск терминала для наливных грузов, рассчитанного на обработку 2,9 млн т. Паромный комплекс и транспортно-логистический центр развиваются. На производственной площадке запланирован судоремонт, изготовление кессонов и металлоконструкций, по информации Kuryk Port Development.

– Какие ключевые задачи стоят в вопросе создания каспийского транспортного хаба и развития логистической инфраструктуры региона?

– Для создания единого транспортного узла в Каспийском бассейне необходимо объединить инфраструктурные мощности России, Ирана, Казахстана и других стран-партнеров.

С российской стороны необходимо развивать Махачкалинский торговый порт, порты Оля и Астрахань. Сейчас есть проблемы с низкой пропускной способностью в портах, мощности рассчитаны на перевалку порядка 5 млн т насыпных и наливных грузов, требуется контейнеризация.

Снижают пропускную способность размеры Волго-Каспийского судоходного канала и высокая заносимость акватории – загрязнение песком, илом. Углубить участок планируется только в 2023 году, а пока проходная осадка составляет 4,5 м (практически весь год), это мешает развитию морских перевозок.

– За счет чего можно усилить потенциал железной дороги в рамках МТК Север – Юг?

– Один из основных барьеров – отсутствие единого сухопутного маршрута. Важно ускорить строительство железнодорожной ветки Решт – Астара протяженностью 165 км. Этот железнодорожный коридор – последний незавершенный участок маршрута МТК Север – Юг, который пролегает по западному побережью Каспийского порта из России через Азербайджан и Иран в Индию. Маршрут проходит в том числе через территорию Казахстана и Туркменистана.

Решт – Астара объединит Азербайджан, Иран и Россию в целостный коридор, что позволит сократить сроки доставки на 10–50% в зависимости от направления.

Возможность роста транзитных перевозок ограничивает и инфраструктура Ирана: большинство железных дорог в стране однопутные и неэлектрифицированные. Дополнительные трудности могут возникнуть из-за того, что железные дороги Ирана имеют ширину колеи 1435 мм, а в России, Казахстане и других странах СНГ – 1520 мм. При смене вагонных тележек потребуется дополнительное время.

Если развивать МТК Север – Юг быстрыми темпами, адаптировать инфраструктуру, то сроки перевозки можно сократить, снизив зависимость от внешних факторов. Например, доставлять грузы из Индии в Россию по МТК есть возможность в два раза быстрее, чем по маршруту через Суэцкий канал.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions