+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.04.2022 16:44:36
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Роботакси не стоит бояться

Россия будет третьей страной в мире, где станет возможным запуск полностью беспилотного такси. Уже в апреле оно может заработать в тестовом режиме в Иннополисе. РЖД-Партнер поговорил о перспективах развития беспилотного транспорта и в РФ, и в мире с экспертом по транспортной логистике и автономному движению МТПП Андреем Ботвиньевым.
Роботакси не стоит бояться
– В марте правительством РФ принято постановление «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств». Что в связи с этим меняется?

– Тестирование беспилотного такси в Иннополисе, расположенном близ Казани, в опытном режиме началось в 2018 году. В эксперименте, который ведет «Яндекс», участвует Toyota Prius – автомобиль, у которого и бензиновый, и электрический двигатель – гибридный привод. До последнего в такси находился инженер-контролер. Теперь же есть правовое основание для перехода на следующий этап эксперимента – без инженера в салоне. Машину будет удаленно контролировать оператор.
Кстати, за все время тестирования беспилотники в Иннополисе показали высочайший уровень безопасности – ни одного ДТП по вине беспилотного автомобиля. Это еще раз подтверждает мысль о том, что высокоавтоматизированное транспортное средство (ВАТС) гораздо безопаснее традиционного. Бояться его не стоит.

– В каких странах мира уже тестируются роботакси?

– Самое большое число беспилотников – в США, среди которых немало легковых машин. И в прошлом году коммерческий сервис роботакси был запущен в Сан-Франциско. Но, на мой взгляд, большего масштаба в данном сегменте перевозок добился Китай. Руководство КНР вкладывает достаточно крупные средства в развитие ВАТС, в инфраструктуру, например, в сеть 5G, обеспечивающую высокоточное позиционирование транспорта. Плюс у Китая имеются серьезные наработки в области искусственного интеллекта.

– Насколько сегодня возможны другие виды автоперевозок без непосредственного участия человека?

– Если говорить о магистральных грузовых направлениях, то серьезных результатов добились в США. В Штатах масштабируются два подхода. TuSimple Holdings Inc. (это, кстати, американо-китайский проект) успешно практикует третий уровень автономности транспорта (так называемый L3, или условный автопилот). То есть водитель находится за рулем, но во время движения расслаблен, ему помогает автоматика.

В свою очередь, тягачи проекта Embark за счет высокоточного бортового оборудования и программного обеспечения участвуют в беспилотных перевозках между грузовыми хабами. Здесь водитель, хотя и находится в кабине, – по сути инженер, который почти не вмешивается в вождение и может находиться на сиденье второго водителя во время движения. Он, к примеру, может читать книгу во время движения по хайвею, но уже по приезде в хаб берет руль в свои руки, чтобы, скажем, поменяв полуприцеп, доехать с грузом до конечного пункта в городе. Такую технологию можно назвать L3+, или технологией «предпоследней мили».
О грузоперевозках без водителя пока можно говорить только применимо к закрытым логистическим зонам. Много примеров, особенно в странах Европы, когда на транспортировке грузов на территории портов, складских площадей или горнодобывающих карьеров заняты полностью автономные беспилотники. Даже используются модели, не имеющие конструкционно кабины водителя. В создании подобной техники давно участвуют такие автогиганты, как Volvo, Mercedes.

В каких-то случаях о закрытых логистических зонах можно говорить как об экосистеме транспорта будущего, где высокоавтоматизированный грузовик – один из ее элементов. Например, на ряде месторождений австралийской Rio Tinto беспилотный экскаватор загружает беспилотный самосвал, который едет с карьера на железнодорожную станцию и выгружает руду в беспилотный поезд. Экстраполировать такую технологию на инфраструктуру общего пользования пока вряд ли возможно, тем не менее опыт промышленных предприятий может быть учтен при дальнейшем развитии беспилотного движения на магистралях.

– Какие перспективы у беспилотных грузовых перевозок в России?

– Как известно, пилотным проектом в магистральных перевозках ВАТС определена трасса М-11. На этот год КамАЗ планировал поставить как минимум четыре беспилотника на базе DaimlerChrysler. Но как эти планы будут реализовываться в новых внешнеэкономических реалиях, сказать сложно. В любом случае на трассе М-11 нужно будет несколько лет нарабатывать опытный пробег (пока с применением третьего уровня автономности транспорта), который позволит быть уверенным в данной технологии.
Вообще для активного развития беспилотников должны быть экономические предпосылки. В США первостепенная статья затрат в структуре себестоимости автоперевозок – зарплата водителя. В России на первом месте топливные затраты, на втором – амортизационные отчисления или лизинговые платежи и только потом – оплата труда дальнобойщика.

Кроме того, в США достаточно серьезные меры поддержки для приобретения высокоавтоматизированного транспорта. Например, в Калифорнии можно купить беспилотный тягач как на бензиновом, так и на электрическом двигателе за $300 тыс. Только за покупку электрокара правительство штата компенсирует $150 тыс. Учитывая, что у машины с электромеханической трансмиссией эксплуатационные расходы ниже, это очень выгодное предложение.

Беседовал Павел Усов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions