+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.06.2021 16:52:53
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Ритейлеры и производители в цепи поставок: война или мир?

Отношения между производителями и ритейлерами (компании розничной торговли) трансформируются все последнее десятилетие. С одной стороны, они характеризируются обилием неполадок. С другой стороны, существуют современные тенденции укрепления сотрудничества между ритейлерами и производителями, что ведет к увеличению эффективности отношений между субъектами в цепи поставок. На что стоит обратить внимание в этом процессе и к чему готовиться уже в ближайшем будущем, мы обсудили с CEO корпоративного образовательного центра «SCM Академия» Артемом Роговым, обладающим опытом управления цепями поставок более 17 лет.
Ритейлеры и производители в цепи поставок: война или мир?
– Артем, в чем суть конфликта между ритейлерами и производителями?


– Ритейлеры и производители имели на протяжении всего времени достаточно натянутые отношения. Ритейлеры способны управлять доступом на рынки, влиять на поведение потребителей. Однако их не устраивает положение дел у производителей, так как последние повышают расходы на торговый маркетинг. Торговая поддержка производителей непропорциональна, что ведет к проблемам у ритейлеров (сложность монетизации мероприятий по стимулированию сбыта). Также считается, что с 2000-х гг. отношения между ритейлерами и производителями стали преобразовываться в конфликтные. Чаще всего они будут рассматриваться как отношения в пользу одной из двух сторон, стратегия win-win не работает для этих субъектов. Одной из проигравших сторон почти всегда будет необходимо минимизировать упущенную выгоду вместо того, чтобы максимизировать прибыль.


Тем не менее, несмотря на сложность и дисгармоничность этих отношений, оба субъекта могут улучшить взаимоотношения друг с другом. Сегодня розничные сети создают для своих поставщиков электронные сервисы, которые помогают анализировать более конкретно состояние поставок, например отслеживать уровень запасов, наличие товара на полке, планировать и осуществлять поставки и пр.


– Снижаются ли при этом логистические риски?


– Скорее нет.

Во-первых, каждая сеть предоставляет информацию только о своих прогнозах и продажах, следовательно, поставщик не получает целостной картины консолидированного рыночного спроса.


Во-вторых, ритейлеры, прогнозируя потребности, закладывают немного больше объемов для предотвращения дефицита и при сложении этих «погрешностей» разных сетей у поставщика формируется искаженная информация о требуемых объемах и структуре спроса, что ведет к излишним поставкам, возвратам, простоям и снижению эффективности.


В-третьих, каждый ритейлер выставляет свои требования по документации, этикеткам, наборам реквизитов, укладке на палету, поэтому поставщики вынуждены выстраивать отдельные технологические процессы для каждой сети, как следствие, у поставщиков теряется эффект масштаба, тормозится поставка.


– Несмотря на все логистические риски, на рынке существуют определенные тенденции, которые способны стимулировать рост взаимной выгоды. Какие из них Вы считаете наиболее важными?


– Во-первых, возможность совместного прогнозирования и планирования. Она позволит решить логистическую проблему, связанную с ограниченностью предоставленной информации. Совместное планирование как новый подход к обработке информации позволяет ритейлеру быть в процессе постоянного обмена информацией с производителями, а не только направлять заказы, предоставляя ограниченную информацию. Совместное участие в цепи поставок позволяет оценивать реальный уровень спроса и уровень продаж, а также ритейлеры могут делиться с производителями информацией о будущих акциях, новых рынках продаж и т. д. Стоит добавить, что возможность совместного прогнозирования и планирования ритейлеров и поставщиков потребует новых разработок в сфере электронных сервисов. Например, помимо прогнозов, созданных в Excel, необходимо внедрять такие системы, как CMI (Co-managed Inventory).


Во-вторых, вовлечение большего количества компаний в цепи поставок позволит также решить логистическую проблему закрытости информации. Утверждается, что большое количество субъектов в цепи поставок позволяет создавать более благоприятные условия между партнерами. Чем больше участников процесса, тем быстрее и проще можно выявить слабые стороны в цепи поставок. Так, можно утверждать, что большое количество субъектов могут более открыто говорить о проблемах, отсылая их сразу в тот департамент цепи, который поможет решить проблему. Более того, большое количество позволяет иметь более широкий спектр отзывов. Это означает, что при большем количестве участников становится гораздо проще оценить «плавающие» звенья в цепи. Большое количество мнений позволяет более глубоко и детально рассмотреть вопросы, которые вызывают торможения. Таким образом, вовлечение большего количества компаний в цепь поставок стимулирует ритейлеров и производителей более открыто делиться информацией, так как наличие более четких данных способствует увеличению качества сотрудничества.


Помимо большого количества вовлекаемых компаний, сотрудничество ритейла и поставщиков может быть улучшено с помощью вовлечения также потребителей этого товара. Это позволит в долгосрочной перспективе укрепить отношения и также может стимулировать экономический рост для обоих субъектов. Так как и ритейлеры, и поставщики в конечном счете удовлетворяют спрос покупателей, им необходимо вовлекать их в процесс. Данный способ вовлечения потребителей утверждает, что именно потребитель является носителем качественной информации, которая способна улучшить качественные поставки, а также более точно рассчитывать количество товаров. Например, предлагается вовлекать потребителей, рассказывая им и показывая, какой путь проходит товар. Также необходимо периодически узнавать у потребителей, какие изменения они хотели бы внести, и по возможности без ущерба компаниям вносить поправки.


В-третьих, обмен данными и информацией помогает усовершенствовать взаимовыгодные отношения между ритейлерами и производителями. Основываясь на исследованиях, утверждается, что в крупных компаниях, лидерах рынка, произошли качественные изменения благодаря обмену данными и информацией. Обмен информацией насчет запланированных объемов закупок позволяет ритейлерам и поставщикам иметь более точную информацию для прогнозирования спроса. Также EDI (Electronic Data Interchange) позволяет производить более быстрый обмен данными с меньшими затратами. Электронный обмен, соответственно, позволяет уменьшать количество ошибок и неполадок. Более того, обмен информацией может происходить в виде конференций, форумов. Онлайн-вебинары способствуют более быстрому обмену опытом, который требует срочного внедрения, в то время как офлайн-проекты могут способствовать обмену информацией для более узкой целевой аудитории, позволяя делиться более массивным накопленным опытом.


В дополнение повышение прозрачности цепи поставок стимулирует выход отношений между ритейлерами и производителями на более доверительный и эффективный уровень. Так, для обеих сторон отношений выгодно владеть большим количеством информации, которая будет прозрачна для обоих субъектов. Прозрачность цепи поставок гарантирует обеим сторонам уверенность в актуальности данных. Аналитические технологии позволяют иметь постоянный доступ к большим данным, которые постоянно обновляются.


Последний, но не менее важный тренд в отношениях данных субъектов – это контроль и видимость движения заказов в цепи поставок (Supply Chain Visibility). Отслеживание активов с помощью видимости товаров на всем пути цепочки поставок позволяет быстро реагировать на изменения, а также адаптироваться к ним. Более того, контроль движения поставок помогает более динамично участвовать в процессе изменения цепей поставок, изменения их мощностей или даже партнеров. Также отслеживание позволяет субъектам реагировать с минимальной потерей времени и ресурсов.


Хочу заметить, что большинство из тенденций изменения характера отношений завязаны на внедрении новых технологий в цепи поставок. Также важную роль в улучшении отношений между субъектами играет обмен данными и информацией, ее открытость, а также видимость этапов на всей цепи поставок.


Такое сотрудничество позволит минимизировать трудозатраты на планирование, а операционная работа будет осуществляться в режиме пополнения запасов в точках продаж.


Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions