+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.09.2021 16:46:52
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Развитие роботизированной логистики в России похоже на переизобретение велосипеда

В современных условиях активно нарастает интенсивность товарооборота в онлайн-ритейле. И единственный способ ответить на этот рост – полная смена технологической платформы складской деятельности, включая роботизацию и диджитализацию. Об инновационной и роботизированной логистике на складах РЖД-Партнер поговорил с директором по стратегии компании NISSA Engineering Михаилом Кувшиновым.
Развитие роботизированной логистики в России похоже на переизобретение велосипеда
– Михаил, насколько современная складская логистика сегодня роботизирована?

– В странах – технологических лидерах роботизация складской логистики испытывает в последнее десятилетие взрывной рост. Только Amazon в США эксплуатирует флот из порядка 200 тыс. складских роботов, причем это число удваивается каждые год-два. В России роботизация складов только началась. Темп внедрений нарастает.

– Наблюдается ли в настоящее время развитие и рост индустрии логистических роботов? Каковы перспективы развития робототехники в логистике в нынешних условиях?

– Несомненно, развитие идет, и все ускоряется. Можно попытаться выделить несколько этапов развития нашей индустрии. Уже практически полностью пройден в мире первый этап – создание автономных мобильных роботов, или тележек, второй этап – обеспечение их навигации на реальном складе, третий этап – построение флота из отдельных тележек. Четвертым этапом можно назвать переход от муравья к муравейнику – интеграцию флота роботов с WMS-системами.

Следующий этап сейчас в процессе – переход от роботизации важных операций складской логистики (комплектация, сортировка, перемещение, прием товара и пр.) к роботизации в перспективе всего складского процесса. Это требует построения развитых коллаборативных окружений, где несколько типов роботов взаимодействуют как между собой, так и с людьми, решающих множество разных задач (а не только с собственными операторами)

В России, к сожалению, зачастую идет переизобретение велосипеда: множество компаний работают над этапами 1–3.

Перспективы? Огромные. Напомню развитие Amazon. И еще отмечу странную загогулину общественного сознания. Тележка, целиком собранная из импортных компонентов, – это отечественное производство, его надо поддерживать. Роботизированная система, собранная из импортированных как целое тележек, с доработанным программным обеспечением, с проведенной на месте интеграцией со складской системой заказчика, с локальным сервисом – нет. Но мы верим, что перспективы роботизации именно во внедрении лучших мировых достижений, норм и практик. Потому что роботизация при успешном внедрении дает очень высокий мультипликатор.

– Насколько инновационная и роботизированная логистика на складах сокращает операционные расходы?

– По опыту внедрения роботов Geek+ на складах Decathlon в Москве и Санкт Петербурге, производительность склада возрастает многократно – до 7,5 раз. Практически к нулю сведена вероятность ошибки при комплектации заказа. Как использовать этот колоссальный выигрыш, решает менеджмент. Можно сократить расходы на несколько десятков процентов. Можно в разы расширить бизнес. Благо спрос на складскую логистику как раз сейчас высок.

– Растет ли уровень безопасности благодаря эксплуатации роботов в логистике?

– Современные решения по роботизации склада построены в массе так, что роботы и люди в нормальной ситуации не оказываются на пути друг друга, поэтому и не сталкиваются. Если же подобное произойдет, то включается следующая линия безопасности: робот, обнаружив опасность столкновения с человеком, тормозит или меняет курс, избегая столкновения. Таким образом безопасность растет.

– Насколько рентабельны инвестиции в роботизацию складской логистики?

– Приведу практический пример: при запуске системы Decathlon рассчитывал на полную окупаемость инвестиций в течение двух лет. Это уже само по себе чрезвычайно короткие сроки, но по результатам полугода эксплуатации они были пересмотрены в сторону дальнейшего сокращения. Кстати, стоит сказать, что развертывание робототехнической системы от подписания контракта до ввода в промышленную эксплуатацию заняло 6 месяцев на фоне пандемии, существенно затруднившей трансграничную логистику. Кстати, систему мы везли в 16 40-футовых контейнерах.

– Насколько в целом в стране с невысокой заработной платой на складах актуальна дорогая роботизация?

– Цифры – очень упрямая вещь. Все считается, и результат говорит сам за себя. Технарю или управленцу этого более чем достаточно. Для людей с гуманитарным складом ума могу привести другой аргумент. Наиболее быстро складская роботизация развивается в Китае – стране, где море дешевой рабочей силы. Потому что выгодно.

– По какой причине, на Ваш взгляд, крупные интернет-магазины и фулфилменты принципиально не роботизируются?

– Во-первых, процесс уже запущен: мы начали роботизироваться, и скоро у нас будут очень серьезные новости. Но есть принципиальные препятствия.

Во-первых, в отличие от промышленной роботизации, складская для демонстрации реального эффекта требует определенного масштаба. То есть даже один сварочный робот может показать явные преимущества, а потом их можно масштабировать. Один или даже несколько складских роботов – это игрушки. Эффект возникает, когда их хотя бы десятки. И чем больше, тем быстрее эффект нарастает. Удвоение числа роботов может привести к росту экономического эффекта в 4–5 раз.

Во-вторых, чтобы никого не обидеть, воспользуюсь метафорой. В одной небольшой азиатской стране было объявлено, что колесо и еще ряд базовых технологий изобрела именно эта нация. И это правда: просто когда они изобретали колесо, весь мир осваивал компьютеры. Что-то подобное наблюдается в отечественной робототехнике. А вот бизнесу не хочется оплачивать из своего кармана такой пир духа.

В-третьих, быть первым всегда опасно. Успех вовсе не гарантирован. Вероятность сделать ошибку непредсказуемо велика.

Наконец, заказчикам неясно, насколько компетентны их потенциальные подрядчики, в активе которых нет ни одной реально успешной (а не тестовой) инсталляции. Бизнес боязлив и старается избегать риска.

Хорошая новость в том, что в 2020 году крайне успешный опыт серьезной роботизации российских складов уже есть (как, впрочем, и гораздо менее удачный, но об этом не мне рассказывать). Так что указанные препятствия во многом остались в прошлом. И мы это видим по резко активизировавшимся заказчикам. Первым быть страшно, и лучше подождать. Быть десятым – смертельно опасно.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions