+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.09.2021 16:46:52
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Развитие роботизированной логистики в России похоже на переизобретение велосипеда

В современных условиях активно нарастает интенсивность товарооборота в онлайн-ритейле. И единственный способ ответить на этот рост – полная смена технологической платформы складской деятельности, включая роботизацию и диджитализацию. Об инновационной и роботизированной логистике на складах РЖД-Партнер поговорил с директором по стратегии компании NISSA Engineering Михаилом Кувшиновым.
Развитие роботизированной логистики в России похоже на переизобретение велосипеда
– Михаил, насколько современная складская логистика сегодня роботизирована?

– В странах – технологических лидерах роботизация складской логистики испытывает в последнее десятилетие взрывной рост. Только Amazon в США эксплуатирует флот из порядка 200 тыс. складских роботов, причем это число удваивается каждые год-два. В России роботизация складов только началась. Темп внедрений нарастает.

– Наблюдается ли в настоящее время развитие и рост индустрии логистических роботов? Каковы перспективы развития робототехники в логистике в нынешних условиях?

– Несомненно, развитие идет, и все ускоряется. Можно попытаться выделить несколько этапов развития нашей индустрии. Уже практически полностью пройден в мире первый этап – создание автономных мобильных роботов, или тележек, второй этап – обеспечение их навигации на реальном складе, третий этап – построение флота из отдельных тележек. Четвертым этапом можно назвать переход от муравья к муравейнику – интеграцию флота роботов с WMS-системами.

Следующий этап сейчас в процессе – переход от роботизации важных операций складской логистики (комплектация, сортировка, перемещение, прием товара и пр.) к роботизации в перспективе всего складского процесса. Это требует построения развитых коллаборативных окружений, где несколько типов роботов взаимодействуют как между собой, так и с людьми, решающих множество разных задач (а не только с собственными операторами)

В России, к сожалению, зачастую идет переизобретение велосипеда: множество компаний работают над этапами 1–3.

Перспективы? Огромные. Напомню развитие Amazon. И еще отмечу странную загогулину общественного сознания. Тележка, целиком собранная из импортных компонентов, – это отечественное производство, его надо поддерживать. Роботизированная система, собранная из импортированных как целое тележек, с доработанным программным обеспечением, с проведенной на месте интеграцией со складской системой заказчика, с локальным сервисом – нет. Но мы верим, что перспективы роботизации именно во внедрении лучших мировых достижений, норм и практик. Потому что роботизация при успешном внедрении дает очень высокий мультипликатор.

– Насколько инновационная и роботизированная логистика на складах сокращает операционные расходы?

– По опыту внедрения роботов Geek+ на складах Decathlon в Москве и Санкт Петербурге, производительность склада возрастает многократно – до 7,5 раз. Практически к нулю сведена вероятность ошибки при комплектации заказа. Как использовать этот колоссальный выигрыш, решает менеджмент. Можно сократить расходы на несколько десятков процентов. Можно в разы расширить бизнес. Благо спрос на складскую логистику как раз сейчас высок.

– Растет ли уровень безопасности благодаря эксплуатации роботов в логистике?

– Современные решения по роботизации склада построены в массе так, что роботы и люди в нормальной ситуации не оказываются на пути друг друга, поэтому и не сталкиваются. Если же подобное произойдет, то включается следующая линия безопасности: робот, обнаружив опасность столкновения с человеком, тормозит или меняет курс, избегая столкновения. Таким образом безопасность растет.

– Насколько рентабельны инвестиции в роботизацию складской логистики?

– Приведу практический пример: при запуске системы Decathlon рассчитывал на полную окупаемость инвестиций в течение двух лет. Это уже само по себе чрезвычайно короткие сроки, но по результатам полугода эксплуатации они были пересмотрены в сторону дальнейшего сокращения. Кстати, стоит сказать, что развертывание робототехнической системы от подписания контракта до ввода в промышленную эксплуатацию заняло 6 месяцев на фоне пандемии, существенно затруднившей трансграничную логистику. Кстати, систему мы везли в 16 40-футовых контейнерах.

– Насколько в целом в стране с невысокой заработной платой на складах актуальна дорогая роботизация?

– Цифры – очень упрямая вещь. Все считается, и результат говорит сам за себя. Технарю или управленцу этого более чем достаточно. Для людей с гуманитарным складом ума могу привести другой аргумент. Наиболее быстро складская роботизация развивается в Китае – стране, где море дешевой рабочей силы. Потому что выгодно.

– По какой причине, на Ваш взгляд, крупные интернет-магазины и фулфилменты принципиально не роботизируются?

– Во-первых, процесс уже запущен: мы начали роботизироваться, и скоро у нас будут очень серьезные новости. Но есть принципиальные препятствия.

Во-первых, в отличие от промышленной роботизации, складская для демонстрации реального эффекта требует определенного масштаба. То есть даже один сварочный робот может показать явные преимущества, а потом их можно масштабировать. Один или даже несколько складских роботов – это игрушки. Эффект возникает, когда их хотя бы десятки. И чем больше, тем быстрее эффект нарастает. Удвоение числа роботов может привести к росту экономического эффекта в 4–5 раз.

Во-вторых, чтобы никого не обидеть, воспользуюсь метафорой. В одной небольшой азиатской стране было объявлено, что колесо и еще ряд базовых технологий изобрела именно эта нация. И это правда: просто когда они изобретали колесо, весь мир осваивал компьютеры. Что-то подобное наблюдается в отечественной робототехнике. А вот бизнесу не хочется оплачивать из своего кармана такой пир духа.

В-третьих, быть первым всегда опасно. Успех вовсе не гарантирован. Вероятность сделать ошибку непредсказуемо велика.

Наконец, заказчикам неясно, насколько компетентны их потенциальные подрядчики, в активе которых нет ни одной реально успешной (а не тестовой) инсталляции. Бизнес боязлив и старается избегать риска.

Хорошая новость в том, что в 2020 году крайне успешный опыт серьезной роботизации российских складов уже есть (как, впрочем, и гораздо менее удачный, но об этом не мне рассказывать). Так что указанные препятствия во многом остались в прошлом. И мы это видим по резко активизировавшимся заказчикам. Первым быть страшно, и лучше подождать. Быть десятым – смертельно опасно.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions