+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.09.2022 13:28:32
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Приморье – новый вектор логистического развития

Приморский край продолжает оставаться лидером Дальневосточного федерального округа в экономическом развитии. И в сегодняшних условиях роль Приморья как российских ворот в Азию укрепляется. Нагрузка на транспортный комплекс края и, в частности, на железную дорогу, соответственно, увеличивается. О том, как сегодня развивается транспортная отрасль региона, мы поговорили с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко.
Приморье – новый вектор логистического развития
Логистика под влиянием

– Олег Николаевич, как изменилась логистика Приморского края после вступления в силу санкций в отношении ряда российских компаний?

– Конечно, введение санкций в той или иной мере негативно сказалось на транспортировке продукции всеми способами. Тем не менее наши производители и логистические компании постепенно адаптируются к условиям текущих ограничений. Общий грузооборот портов Приморского края за I полугодие вырос на 1,6% и составил около 83,3 млн т. На замену некоторым мировым морским контейнерным линиям пришли небольшие китайские компании.

С другой стороны, открываются новые маршруты по доставке грузов в Китай. Так, например, судоходная компания FESCO добавила в существующий маршрут судозаход в китайский порт Ксинганг. Восточная стивидорная компания начала обслуживать регулярные контейнерные сервисы на китайских направлениях в Циндао, Нинбо, Тяньцзинь и Тайцан. Также Восточная стивидорная компания начала обслуживать новый регулярный контейнерный сервис линии SITC, входящей в ведущую транспортно-логистическую компанию внутри­азиатского региона. Развитие новых линий стало ответом на растущий спрос со стороны клиентов из стран АТР.

– Какие объемы экспорта и импорта в Приморском крае Вы прогнозируете по итогам 2022 года? И какие факторы могут повлиять на эту динамику?

– Прошло только чуть больше половины года, но мы уже видим определенные изменения в географии поставок края. Увеличивается доля таких стран, как Вьетнам, ОАЭ, Гонконг, Казахстан, Республика Беларусь, Армения, Румыния.

Если отмеченные тенденции сохранятся до конца 2022 года, то с вероятностью в 90% мы можем прогнозировать, что в части экспортных поставок из Приморского края в страны дальнего зарубежья стоимостный объем вырастет на 6,5%, с $3,4 млрд до $3,6 млрд, по импортным поставкам – на 6,9%, с $7,2 млрд до $7,7 млрд. В части экспортных поставок из Приморского края в страны СНГ ожидаем рост стоимостного объема в 4,5 раза, с $33,4 млн до $151,8 млн, по импорту – в 4,2 раза, с $63,9 млн до $269,5 млн. Но на эту динамику могут повлиять курс валют, ставка рефинансирования, эпидемиологическая ситуация и открытость границ, состояние инфраструктуры, меры поддержки участников внешне­экономической деятельности и др.

– Какое развитие в новых условиях могут получить международные транспортные коридоры в Приморском крае?

– Идея международных транспортных коридоров родилась с постановки задачи обеспечить северо-восточным китайским провинциям Хэйлунцзян и Цзилинь кратчайший выход к морским портам на юге Приморья. Пере­говоры с китайской стороной о совместном развитии МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» ведутся с 2018 года. Однако из-за большого объема согласований и пандемии коронавируса пока не удалось заключить межправительственное соглашение.

Надеюсь, что в сложившихся условиях будут быстрее решаться вопросы обеспечения современными цифровыми технологиями инфра­структуры МТК, правового обеспечения транспортной деятельности и существующей логистической инфраструктуры, структуризации проекта с возможностью привлечения внешнего финансирования, создания управляющей компании, формирования пула заинтересованных инвесторов как с российской, так и с китайской стороны.

Железнодорожный вектор

– На долю Приморского края приходится 19,2% общей протяженности железнодорожных путей Дальнего Востока. Как Вы видите развитие железнодорожной инфраструктуры региона в новых условиях? Какие проблемы здесь необходимо решить в первую очередь?

– Прошедший год показал, что стоимость перевозок из Китая в Европу через Суэцкий канал увеличилась в 5 раз. Грузоотправители стали искать альтернативные, более дешевые логистические маршруты и обратили внимание на Транссиб. По данным Дальневосточного таможенного управления, объем контейнерных перевозок через порт Владивосток с начала года вырос на 39%, через порт Восточный – на 75%. Отмечен рост транзита контейнеров из Кореи через Владивосток и Находку и далее по Транссибу, что дешевле на 30–40% и быстрее.

В перспективе ожидается рост грузооборота в разы, поэтому необходимы экстренные меры по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона.

Дальневосточная железная дорога для снижения издержек выводит из эксплуатации, списывает с баланса малодеятельные, то есть длительное время не используемые участки железнодорожных путей, станции, разъезды. Так, из ранее действующего и примыкающего к Транссибу участка Сибирцево – Турий Рог протяженностью 152 км выведен из эксплуатации участок Камень-Рыболов – Турий Рог протяженностью 75 км. Закрыты и выведены из эксплуатации станции Новокачалинск, Турий Рог. Предлагаются к закрытию и выводу из эксплуатации разъезды и опорные пункты на действующем участке Сибирцево – Камень-Рыболов. Мы считаем необходимым сохранить и восстановить данное направление.

– Дефицит провозной способности на востоке сегодня превышает 70 млн т, а через 3 года он достигнет 150 млн. Как именно планируется решать эту проблему с нехваткой пропускной способности?

– Мы уже столкнулись с проблемой недостаточной пропускной и провозной способности железной дороги. Из-за этого стивидорные компании испытывают недозагруз около 50 млн т. В перспективе ситуация усложнится в связи с новыми инвестпроектами по строительству морских угольных, контейнерных и нефтяных терминалов. Их общая дополнительная мощность составит более 120 млн т в год.

Существующая провозная и пропускная способность железной дороги пока не способна в полном объеме удовлетворить необходимые потребности в перевозках грузов в направлении морских портов края. Основная стратегическая магистраль, питающая грузами все порты края, – это Транссиб. По его главному ходу пропускная способность составляет 123 пары поездов в сутки, провозная – около 120 млн т.

К сожалению, достигнутые к 2024 году целевые показатели пропускной и провозной способности Восточного полигона не позволят в полной мере обеспечить нормальную, то есть до 80%, загрузку действующих портовых мощностей края. Дело в том, что расчет потенциальной грузовой базы Восточного полигона формировался с учетом потребностей крупных грузоотправителей, производственные мощности которых размещены за пределами Приморского края. Это так называемые точки зарождения груза. Но при этом не учитывалась потребность в грузовой базе действующих портовых мощностей и строящихся новых морских терминалов.

Мы рассчитываем, что при формировании потенциальной грузовой базы Восточного полигона в период 2025–2030 гг. обязательно будут приняты во внимание потребности морских терминалов с учетом реализации крупных портовых инвестиционных проектов.

– Как сегодня идет развитие автомобильных пунктов пропуска на границе с Китаем?

– Начиная с 2010 года неоднократно принимались решения о финансировании их строительства в Приморском крае из федерального бюджета. Однако, к сожалению, до сих пор ни один пункт пропуска не построен. А действующие автомобильные пункты пропуска находятся в состоянии, не способном обеспечить прогнозируемый грузооборот.

Но мы очень надеемся, что сейчас новая команда руководства Росгранстроя изменит ситуацию к лучшему. Мы недавно были на трех пунктах пропуска. Там уже начались активные работы. Техника и бригады на месте. Ведется реконструкция всех пяти автомобильных пунк­тов пропуска края: Краскино, Пограничный, Полтавка, Турий Рог, Марково. В результате мы ожидаем получить значительный рост пропускной способности как по грузовому, так и по пассажирскому направлению. Так, после проведения реконструкции пункта Пограничный его пропускная способность в 2023 году увеличится до 1,3 тыс. машин в сутки при 23-часовом режиме работы.

Полную версию интервью читайте в свежем сентябрьском выпуске № 18 (478) журнала РЖД-Партнер

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions