+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.06.2019 14:39:12
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Портрет современного склада

Сегодня складская логистика – одна из наиболее важных частей эффективной организации грузоперевозок автомобильным транспортом. О том, что из себя представляет современный склад как часть логистической инфраструктуры, мы беседуем с Максимом Алексеевым, операционным директором логистической компании «Точка-Точка».
Портрет современного склада
– Какие составляющие инфраструктуры сегодня присутствуют на любом складе как must have (то, что должно быть внутри склада и на территории)?

– Техническое оснащение и организация складской инфраструктуры должны соответствовать требованиям логистического бизнеса. Технологический уклад, в свою очередь, должен обеспечивать оптимальный набор операций, направленных на обработку грузовой базы клиента.

Самыми распространенными складами в России являются помещения классов В и С. Данный тип складов, в особенности площадью до 2000 кв. м, востребован малым и средним бизнесом. Требования к техническому и технологическому оснащению таких площадок невысоки. Вместе с тем для организации, например, сборных грузоперевозок, в особенности если вы работаете с физическими лицами, склад должен быть построен определенным образом.

При организации начально-конечных операций по обеспечению формирования регулярных сборных грузоотправлений вам потребуются складские помещения как минимум в двух городах. Это необходимо как для обеспечения погрузочно-разгрузочных работ (ПГР) с магистральным транспортом, так и для организации перевалки (или кросс-докинга) на малотоннажный транспорт для забора или доставки груза (первая и последняя миля).

Кроме того, вам необходимо иметь возможность качественно обработать клиентский груз. Наряду с традиционными видами упаковки ваш склад (территория/персонал/материалы) должен быть приспособлен для организации жесткой упаковки (обрешетки и паллетных бортов). Идеальным, но не всегда уместным, станет наличие паллетайзера для автоматизации процесса запаллечивания.

При подборе складского помещения перед руководителем всегда стоит задача – оптимизация процесса погрузки/разгрузки. К сожалению, большинство вакантных площадей, особенно в регионах, не имеют рампы под низкорамные транспортные средства. Поэтому чаще всего не обходится без аренды или покупки вилочного погрузчика, выбор которого также зависит от многих факторов, связанных с весогабаритными характеристиками вашего грузового места, условий эксплуатации и топологии склада.
В компаниях используют разные подходы к организации ПГР. Так, мы считаем эффективным и самодостаточным связку гидравлического стола подъемника, встроенного в стандартную авторампу или пандус на железнодорожном фронте и вилочный погрузчик. Большинство же коллег по цеху используют более дешевые и менее технологичные средства оптимизации ПГР: самодельные эстакады для низкорамных машин, железные листы, мобильные эстакады, гидравлические тележки.

Внутреннее хозяйство должно быть обеспечено электронными весами, желательно соединенными с компьютером оператора и/или ТСД приемосдатчика, упаковочный стол, плотницкая, гидравлические тележки, напольное/стеллажное зонирование, зона для работы с клиентом/перевозчиком.

Немаловажным фактором эффективности склада является топология внешней прилегающей территории. Во-первых, она должна позволять совершать необходимые маневры крупнотоннажному транспорту, в том числе с прицепом, во-вторых, территория у склада должна позволять отстаиваться транспорту и позволять парковать машины клиента. Еще одним важным фактором успешности склада является наличие системы визуальной навигации и штатного координатора, зачастую он выполняет функции контролера КПП.
Интуитивно понятные указатели или выданная схема проезда на КПП – залог отсутствия очередей и порядка на грузовом дворе. Крупные операторы складских площадей с большим транспортным потоком пользуются системами типа Yardmanagement, но, к сожалению, пока далеко не все это могут себе позволить, да и не всем это обоснованно необходимо.

– Если речь идет о складе для организации перевозок мелких и сборных грузов, в его оснащении есть какие-то особенности?

– Топологически идеальный склад для сборных грузоперевозок должен иметь несколько отдельных зон: экспедирование, накопление, выдача, транзит. Основная работа в «сборке» идет на «полу», поэтому высота потолков не является критичным параметром для кроссовых операций по понятным причинам, вместе с тем возможность ставить в стеллажи невостребованные/неопознанные или штрафные грузы весьма полезна.

Зачастую старый фонд складского хозяйства содержит несущие колонны, которые съедают полезную площадь и затрудняют маневры тележек и погрузчиков.

– Какие тенденции в настоящее время характеризуют состояние складского бизнеса в России?

– Очень мало доступных и вакантных площадей хорошего среднего уровня, а именно В/С классы. Для большей части среднего и тем более малого бизнеса, занятого в дистрибуции, несетевой рознице, оптовой торговле, крайне мало предложений на рынке коммерческой недвижимости.

Основная часть вводимых в промышленную эксплуатацию помещений либо построены под заказ, либо рассчитаны на крупный бизнес и соответствуют классам А, А+. Соответственно ставки на метр запредельные для экономики МСБ.

Нужно отметить, что в последнее время начали появляться проекты в формате lightindustrial, но в основном вблизи федеральных центров. Спрос на площади 200–2000 квадратов большой как со стороны операторов ТЛУ, так и со стороны оптово-розничного (в том числе е-commerce) сектора, мелкого производства и дистрибьюторского бизнеса.

– От чего зависит наполнение современного российского склада?

– Прежде всего от задач бизнеса и планов масштабирования вашего продукта.

Практически любой бизнес, связанный с хранением и перевалкой товарно-материальных ценностей (ТМЦ), нуждается в контроле за нахождением, перемещением входом/выходом товаров/грузов. На данном этапе развития складского хозяйства в большинстве своем руководитель может обеспечить контроль только системами видеонаблюдения, системой учета/движения ТМЦ и опытного персонала.

 – Какие из новых технологий для складской логистики, которые предлагаются на рынке, вы считаете перспективными?

– Последнее время зачастую можно видеть информацию о внедрении робототехники для погрузочно-разгрузочных операций, БПЛА для проведения инвентаризации и самоуправляемых погрузчиков. Безусловно, многое из технологических инноваций кажется перспективным и интересным. Но по факту для многих предпринимателей непонятна и экономически нецелесообразна дорожная карта, ведущая к так называемым умным складам без участия человека.

В жизни грузового терминала или склада ответственного хранения даже операторов уровня А и А+ сложно представить себе ричтрак или погрузчик без водителя, а робота на подборе мелкоштучки. Чуть проще обстоят дела с технологиями обработки грузов и посылок до условных 50 кг, есть ряд удачных внедрений автоматизированных сортировочных центров, которые выполняют практически полный комплекс от приемки и измерения весогабаритных характеристик (ВГХ) до адресации груза. Но, во-первых, это только одна из технологий, во-вторых, таких сортировочных центров крайне мало, а в-третьих, экономическая целесообразность при таком решении достигается только на больших объемах.

А если дело касается МСБ и грузовой базы свыше стандартных габаритов и веса, даже визионеры от складской логистики скромно умалчивают о безвыходности или о единственном адекватном решении – профессиональной традиционной механизации операций (человек+техника) и автоматизации функций склада посредством стандартной WMS (IT-система+человек).

Хотя, честно признаться, мы с большим интересом наблюдаем за развитием технологий экзоскелета для сотрудников ПГР. На наш взгляд, это крайне интересно и полезно для обеспечения безопасности и оптимизации затрат.

Беседовал Алексей Лебедев

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions