+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.06.2019 14:39:12
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Портрет современного склада

Сегодня складская логистика – одна из наиболее важных частей эффективной организации грузоперевозок автомобильным транспортом. О том, что из себя представляет современный склад как часть логистической инфраструктуры, мы беседуем с Максимом Алексеевым, операционным директором логистической компании «Точка-Точка».
Портрет современного склада
– Какие составляющие инфраструктуры сегодня присутствуют на любом складе как must have (то, что должно быть внутри склада и на территории)?

– Техническое оснащение и организация складской инфраструктуры должны соответствовать требованиям логистического бизнеса. Технологический уклад, в свою очередь, должен обеспечивать оптимальный набор операций, направленных на обработку грузовой базы клиента.

Самыми распространенными складами в России являются помещения классов В и С. Данный тип складов, в особенности площадью до 2000 кв. м, востребован малым и средним бизнесом. Требования к техническому и технологическому оснащению таких площадок невысоки. Вместе с тем для организации, например, сборных грузоперевозок, в особенности если вы работаете с физическими лицами, склад должен быть построен определенным образом.

При организации начально-конечных операций по обеспечению формирования регулярных сборных грузоотправлений вам потребуются складские помещения как минимум в двух городах. Это необходимо как для обеспечения погрузочно-разгрузочных работ (ПГР) с магистральным транспортом, так и для организации перевалки (или кросс-докинга) на малотоннажный транспорт для забора или доставки груза (первая и последняя миля).

Кроме того, вам необходимо иметь возможность качественно обработать клиентский груз. Наряду с традиционными видами упаковки ваш склад (территория/персонал/материалы) должен быть приспособлен для организации жесткой упаковки (обрешетки и паллетных бортов). Идеальным, но не всегда уместным, станет наличие паллетайзера для автоматизации процесса запаллечивания.

При подборе складского помещения перед руководителем всегда стоит задача – оптимизация процесса погрузки/разгрузки. К сожалению, большинство вакантных площадей, особенно в регионах, не имеют рампы под низкорамные транспортные средства. Поэтому чаще всего не обходится без аренды или покупки вилочного погрузчика, выбор которого также зависит от многих факторов, связанных с весогабаритными характеристиками вашего грузового места, условий эксплуатации и топологии склада.
В компаниях используют разные подходы к организации ПГР. Так, мы считаем эффективным и самодостаточным связку гидравлического стола подъемника, встроенного в стандартную авторампу или пандус на железнодорожном фронте и вилочный погрузчик. Большинство же коллег по цеху используют более дешевые и менее технологичные средства оптимизации ПГР: самодельные эстакады для низкорамных машин, железные листы, мобильные эстакады, гидравлические тележки.

Внутреннее хозяйство должно быть обеспечено электронными весами, желательно соединенными с компьютером оператора и/или ТСД приемосдатчика, упаковочный стол, плотницкая, гидравлические тележки, напольное/стеллажное зонирование, зона для работы с клиентом/перевозчиком.

Немаловажным фактором эффективности склада является топология внешней прилегающей территории. Во-первых, она должна позволять совершать необходимые маневры крупнотоннажному транспорту, в том числе с прицепом, во-вторых, территория у склада должна позволять отстаиваться транспорту и позволять парковать машины клиента. Еще одним важным фактором успешности склада является наличие системы визуальной навигации и штатного координатора, зачастую он выполняет функции контролера КПП.
Интуитивно понятные указатели или выданная схема проезда на КПП – залог отсутствия очередей и порядка на грузовом дворе. Крупные операторы складских площадей с большим транспортным потоком пользуются системами типа Yardmanagement, но, к сожалению, пока далеко не все это могут себе позволить, да и не всем это обоснованно необходимо.

– Если речь идет о складе для организации перевозок мелких и сборных грузов, в его оснащении есть какие-то особенности?

– Топологически идеальный склад для сборных грузоперевозок должен иметь несколько отдельных зон: экспедирование, накопление, выдача, транзит. Основная работа в «сборке» идет на «полу», поэтому высота потолков не является критичным параметром для кроссовых операций по понятным причинам, вместе с тем возможность ставить в стеллажи невостребованные/неопознанные или штрафные грузы весьма полезна.

Зачастую старый фонд складского хозяйства содержит несущие колонны, которые съедают полезную площадь и затрудняют маневры тележек и погрузчиков.

– Какие тенденции в настоящее время характеризуют состояние складского бизнеса в России?

– Очень мало доступных и вакантных площадей хорошего среднего уровня, а именно В/С классы. Для большей части среднего и тем более малого бизнеса, занятого в дистрибуции, несетевой рознице, оптовой торговле, крайне мало предложений на рынке коммерческой недвижимости.

Основная часть вводимых в промышленную эксплуатацию помещений либо построены под заказ, либо рассчитаны на крупный бизнес и соответствуют классам А, А+. Соответственно ставки на метр запредельные для экономики МСБ.

Нужно отметить, что в последнее время начали появляться проекты в формате lightindustrial, но в основном вблизи федеральных центров. Спрос на площади 200–2000 квадратов большой как со стороны операторов ТЛУ, так и со стороны оптово-розничного (в том числе е-commerce) сектора, мелкого производства и дистрибьюторского бизнеса.

– От чего зависит наполнение современного российского склада?

– Прежде всего от задач бизнеса и планов масштабирования вашего продукта.

Практически любой бизнес, связанный с хранением и перевалкой товарно-материальных ценностей (ТМЦ), нуждается в контроле за нахождением, перемещением входом/выходом товаров/грузов. На данном этапе развития складского хозяйства в большинстве своем руководитель может обеспечить контроль только системами видеонаблюдения, системой учета/движения ТМЦ и опытного персонала.

 – Какие из новых технологий для складской логистики, которые предлагаются на рынке, вы считаете перспективными?

– Последнее время зачастую можно видеть информацию о внедрении робототехники для погрузочно-разгрузочных операций, БПЛА для проведения инвентаризации и самоуправляемых погрузчиков. Безусловно, многое из технологических инноваций кажется перспективным и интересным. Но по факту для многих предпринимателей непонятна и экономически нецелесообразна дорожная карта, ведущая к так называемым умным складам без участия человека.

В жизни грузового терминала или склада ответственного хранения даже операторов уровня А и А+ сложно представить себе ричтрак или погрузчик без водителя, а робота на подборе мелкоштучки. Чуть проще обстоят дела с технологиями обработки грузов и посылок до условных 50 кг, есть ряд удачных внедрений автоматизированных сортировочных центров, которые выполняют практически полный комплекс от приемки и измерения весогабаритных характеристик (ВГХ) до адресации груза. Но, во-первых, это только одна из технологий, во-вторых, таких сортировочных центров крайне мало, а в-третьих, экономическая целесообразность при таком решении достигается только на больших объемах.

А если дело касается МСБ и грузовой базы свыше стандартных габаритов и веса, даже визионеры от складской логистики скромно умалчивают о безвыходности или о единственном адекватном решении – профессиональной традиционной механизации операций (человек+техника) и автоматизации функций склада посредством стандартной WMS (IT-система+человек).

Хотя, честно признаться, мы с большим интересом наблюдаем за развитием технологий экзоскелета для сотрудников ПГР. На наш взгляд, это крайне интересно и полезно для обеспечения безопасности и оптимизации затрат.

Беседовал Алексей Лебедев

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions