– Сергей Анатольевич, как Вы считаете, выгодно ли российским транспортным компаниям сотрудничество с игроками Казахстана? Возможно ли партнерство или, скорее, нарастает конкуренция?
– От наших казахстанских коллег мы иногда слышим, что развитие их инфраструктуры – это конкурент сибирским регионам и Транссибу. Порой высказывается мнение, что развитие логистических хабов в северном Казахстане будет способствовать тому, что функции крупнейшего транспортно-логистического узла Сибири, которые сейчас реализует Новосибирск, со временем переместятся в Павлодар и Усть-Каменогорск.
В настоящее время пропускная способность Транссиба в несколько раз выше, чем транспортных коридоров, идущих через Казахстан. Кроме того, значительная часть грузов, идущих через переходы на китайско-казахстанской границе, направляется не транзитом в европейскую часть, а потребляется либо в самом Казахстане, либо в регионах Сибири и отчасти Урала. И наоборот, из регионов западной Сибири товаропоток идет транзитом через Казахстан в северный и западный Китай и отчасти в центральные регионы. В нынешней ситуации наиболее верно говорить о кооперации России и Казахстана для обеспечения данного процесса.
– И как это реализовать?
– Необходимо уделять больше внимания имеющейся и вновь создаваемой инфраструктуре. Например, развитие приграничных хабов «Достык» и «Хоргос» в настоящее время играет положительную роль для выстраивания логистических цепей, обеспечивающих связи регионов Западной Сибири и Урала с Китаем. Их использование позволяет сократить время доставки грузов и снизить совокупные транспортные издержки.
Однако, если транспортно-логистическая инфраструктура Казахстана будет развиваться стремительнее российской, в частности в Сибири, то таком случае основное снабжение регионов Сибири будет идти с территории Казахстана, где будут созданы современные логистические хабы и внедрены инновационные транспортно-логистические технологии. Соседние с Россией регионы Казахстана превратятся в мощный транспортно-логистический кластер, где будут сосредоточены основные логистические мощности для обеспечения Сибири. Еще раз подчеркну: такие планы у казахстанских коллег уже есть.
– Что станет с нами в случае полномасштабной реализации этих проектов?
– Сибирские регионы потеряют существенные грузопотоки, финансовые средства, и значительно сократятся поступления в бюджеты всех уровней. Но у нас есть запас времени. За 5–6 лет мы должны обеспечить развитие российской транспортной и логистической инфраструктуры для того, чтобы сохранить свое лидерство.
– Как Вы считаете, какие подходы или технологии нам стоило бы перенять у соседей?
– Уровень транспортных технологий в России и Казахстане практически сопоставим. А вот что требовалось бы перенять, так это опыт создания центров приграничного сотрудничества (торговли) и свободных экономических зон на границе с сопредельными государствами. Однако стоит учитывать и негативные последствия. Не секрет, что создание такой зоны в Хоргосе сопровождалось коррупционными скандалами. Кроме того, возникают вопросы по организации серых схем по перемещению товаров с территории одного государства в другое. Но в целом опыт функционирования как центров приграничного сотрудничества, так и свободных экономических зон весьма положительный.
Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.