+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.11.2020 11:59:22
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Открытая перевалка угля остается актуальной проблемой для припортовых городов России

Месяц назад Министерство транспорта РФ сообщило о намерении представить на рассмотрение правительства законопроект, который запретил бы открытую перевалку угля. Такое решение решило бы проблему распространения угольной пыли, от которой страдают жители ближайших к перевалочным терминалам населенных пунктов. РЖД-Партнер обсудил инициативу ведомства и ее актуальность с проректором по научно-инновационной деятельности Санкт-Петербургского горного университета Марией Пашкевич, которая ответила на запрос редакции.
Открытая перевалка угля остается актуальной проблемой для припортовых городов России
– Мария Анатольевна, насколько существенна проблема угольной пыли в настоящее время? Какие регионы страдают больше всего?

– Актуальность проблемы, связанной с загрязнением атмосферного воздуха населенных мест угольной пылью, подтверждается рядом принятых в последние годы нормативных правовых актов Российской Федерации. На основании стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года, одобренной Морской коллегией при правительстве РФ 28.09.2012 г., три четверти экспортных поставок угля из России (75%) осуществляются через российские порты. Основные объемы перевалки угля в России приходятся на четыре порта: Восточный (г. Находка, Приморский край) – 21,7 млн т (21,5%), Усть-Луга (Ленинградская область) – 18 млн т (17,8%), Ванино (Хабаровский край) – 17,6 млн т (17,4%), Мурманск (Мурманская область) – 13,1 млн т (13%). Именно для указанных регионов проблема снижения загрязнения атмосферного воздуха населенных мест, расположенных рядом с портами, является наиболее актуальной.

 – Какие источники загрязнения угольной пылью в портовой инфраструктуре на сегодняшний день можно назвать главными?

 – Основными стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются структурные технологические зоны портового специализированного угольного терминала в составе морского грузового фронта, открытых складских площадок, складских грузовых фронтов, транспортной конвейерной системы, железнодорожного грузового фронта разгрузки вагонов и системы приведения груза в транспортабельное состояние, включающие в себя дробильное и сортировочное оборудование, ловители посторонних магнитных и немагнитньж предметов, а также мобильные грейферные и ковшовые машины для штивки на складе перегретого угля.

Основными стационарными неорганизованными источниками загрязнения атмосферного воздуха угольной пылью являются: морской грузовой фронт, включающий причалы и грейферные портальные краны для обслуживания транспортных судов; открытые складские площадки для накопления судовых партий угля и временного хранения; складские грузовые фронты, оборудованные портальными кранами с канатным подвесом грейфера, гидравлическими перегружателями с шарнирным подвесом грейфера, ковшовыми автопогрузчиками (КАП), мобильными конвейерами, мобильными дробильно-сортировочными комплексами с магнитами для восстановления показателей качества угля, включая его транспортабельность; железнодорожный грузовой фронт разгрузки вагонов.

В состав вышеперечисленных технологических зон универсального терминала входит технологическое оборудование и сооружения, являющиеся источниками выделения угольной пыли.

 – Какие альтернативные методы перевалки доступны для российских регионов сейчас?

– На портовом угольном терминале для минимизации выбросов угольной пыли в зависимости от конкретных условий могут применяться различные методы и технологии. По данным справочника наилучших доступных технологий ИТС 46-2019, основные из них следующие:

 – создание инфраструктуры для изменения микроклимата на территории терминала, в том числе высаживание лесозащитных полос по периметру терминалов и в санитарно-защитной зоне, строительство ветрозащитных экранов;

 – применение прогрессивного технологического оборудования для создания возможностей преобразования неорганизованных источников пыления в организованные;

 – пылеподавление орошением водой (с «зимним пакетом» для круглогодичного использования с учетом климатических особенностей региона);

 – укрытие объема с источником пыления специальной конструкцией с последующей механической или пневматической уборкой пыли и ее утилизацией (например, закрытие или экранирование открытых конвейерных линий, сопряженных со стакерами-реклаймерами на складах угля);

 – сбор пыли и просыпей угля в целях предотвращения вторичного пыления (регулярная уборка территории порта, включая территории складских площадей, морских и тыловых грузовых фронтов);

 – учет особенностей климатических условий, в том числе преобладающих ветров, на стадии проектирования терминала в качестве ключевых критериев оптимизации планировочных решений при размещении складских штабелей и ветрозащитных сооружений;

 – организационно-технические мероприятия. В целях снижения выбросов при производстве погрузочно-разгрузочных работ необходимо планировать, внедрять и контролировать исполнение специальных организационно-технических, коммерческих и управленческих мероприятий, требований рабочих технологических карт и должностных инструкций.

Беседовала Анастасия Игонина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions