– На данный момент нет информации о каких-либо подписанных соглашениях с участием Эмиратов в проекте международного транспортного коридора. Последние встречи по этому вопросу, насколько мне известно, проходили в начале 2025 года. Тогда Эмираты в очередной раз подтвердили свою заинтересованность в проекте. Однако стоит понимать, что параллельно они и Оман обсуждают другой инфраструктурный проект – подводный тоннель до Индии протяженностью около 50 километров, который улучшит логистическую доступность. Этот проект также обсуждается с участием РЖД. Таким образом, проекты развиваются на разных стадиях: есть обсуждения между Катаром и Ираном, есть обсуждения между Оманом и Эмиратами – но серьезных подвижек, особенно со стороны Эмиратов в виде подписанных документов, пока нет.
Эмираты, безусловно, заинтересованы в развитии транспортной инфраструктуры. В стране уже хорошо развит авиа- и морской транспорт, при этом ведется строительство собственной грузовой и пассажирской железной дороги, которая должна связать все Эмираты. Именно в этом контексте может возникнуть интерес к участию в международных проектах, чтобы соединить национальную железнодорожную сеть с внешней инфраструктурой – через мультимодальные маршруты или подводный тоннель. Однако текущая обстановка в регионе, особенно на фоне последних событий между Ираном и Израилем, оказывает влияние на перспективы этих инициатив. Давать четкие прогнозы сейчас крайне сложно.
Ключевым сдерживающим фактором выступает Иран. Несмотря на то, что Эмираты ведут активную торговлю с Ираном, прямое взаимодействие остается затрудненным из-за геополитической ситуации. Иран по-прежнему под санкциями, и последние события, скорее всего, приведут к их ужесточению. Неясно, как на это отреагируют Эмираты, которые традиционно осторожны в подобных вопросах. Хотя стоит отметить, что объем торговли между странами значительный, а численность иранской диаспоры в ОАЭ оценивается от 250 до 500 тысяч человек – это больше, чем количество россиян, несмотря на массовую эмиграцию последних двух лет. Торговля развивается активно, но фактор санкционности и потенциальные риски публичного участия в совместных проектах с Ираном могут ограничивать дальнейшее движение.
– Как можно охарактеризовать сегодня бизнес между Россией и ОАЭ – как он развивается, на какие товары делается акцент, какие подводные камни возникают при построении бизнеса между странами?
– Здесь наблюдается стабильный рост. За прошлый год товарооборот достиг 1 триллиона рублей (или 11 миллиардов долларов). Сначала основными статьями экспорта были золото, зерно и нефтепродукты, затем начали активно поставляться продукты питания, удобрения, оборудование, химикаты, мебель и товары народного потребления. Ограничений при этом два. Первый – это проблема платежей. Пока что ее решают в рамках БРИКС или через альтернативные платежные каналы, которые российские компании выстраивают самостоятельно. Однако проблема остается актуальной. Второй – сертификационные требования. Сейчас, например, в фармацевтике и медизделиях выход российских производителей на рынок ОАЭ возможен только через локализацию или при наличии европейской или американской сертификации. Было бы крайне важно, если бы правительство России и правительство ОАЭ упростили и унифицировали сертификационные стандарты, особенно в рамках ЕАЭС и БРИКС.
Взаимодействие ведется по многим направлениям. Эмиратские компании уже представлены в российском бизнесе: среди проектов – «Вертолеты России», Московская биржа, алкогольный и табачный заводы, фермерские хозяйства. С другой стороны, россияне активно заходят на рынок ОАЭ: строительные компании, несмотря на высокие требования к сертификации, успешно реализуют проекты. Примером может служить Aurus. Успешно вышли на рынок сети Wildberries, «Л'Этуаль», «Золотое яблоко», бренды 12 Stories, Lichi, Post Meridiem. В сфере образования свои кампусы открыли РЭУ им. Плеханова и гимназия им. Примакова. В ресторанном бизнесе также немало удачных кейсов.
Беседовала Полина Карпович