+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.06.2025 11:39:31
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

На пути развития торговли между ОАЭ и Россией сегодня встают два ограничения – проблема платежей и сертификационные требования

На полях ПМЭФ-2025 проходят сессии и бизнес-диалоги об отношениях России со другими странам – как дружественными, так и нет. Среди них – ОАЭ. В рубрике «Колонка эксперта» о российско-эмиратских отношениях, а также о перспективах участия ОАЭ в международных транспортных коридорах рассказывает РЖД-Партнеру CEO и Управляющий Партнер SKY Consulting Group, эксперт по развитию бизнеса на Ближнем Востоке, руководитель комитета по работе с ОАЭ и странами Персидского залива Ассоциации экспортеров и импортеров Кристина Танцюра.
На пути развития торговли между ОАЭ и Россией сегодня встают два ограничения – проблема платежей и сертификационные требования
– На ПМЭФ-2024 замглавы Минпромторга России Алексей Груздев говорил о том, что ОАЭ заинтересованы в участии в проекте МТК Север – Юг. Как спустя год можно обозначить ситуацию – есть ли подвижки в сотрудничестве ОАЭ с Россией в этом проекте?

– На данный момент нет информации о каких-либо подписанных соглашениях с участием Эмиратов в проекте международного транспортного коридора. Последние встречи по этому вопросу, насколько мне известно, проходили в начале 2025 года. Тогда Эмираты в очередной раз подтвердили свою заинтересованность в проекте. Однако стоит понимать, что параллельно они и Оман обсуждают другой инфраструктурный проект – подводный тоннель до Индии протяженностью около 50 километров, который улучшит логистическую доступность. Этот проект также обсуждается с участием РЖД. Таким образом, проекты развиваются на разных стадиях: есть обсуждения между Катаром и Ираном, есть обсуждения между Оманом и Эмиратами – но серьезных подвижек, особенно со стороны Эмиратов в виде подписанных документов, пока нет.

Эмираты, безусловно, заинтересованы в развитии транспортной инфраструктуры. В стране уже хорошо развит авиа- и морской транспорт, при этом ведется строительство собственной грузовой и пассажирской железной дороги, которая должна связать все Эмираты. Именно в этом контексте может возникнуть интерес к участию в международных проектах, чтобы соединить национальную железнодорожную сеть с внешней инфраструктурой – через мультимодальные маршруты или подводный тоннель. Однако текущая обстановка в регионе, особенно на фоне последних событий между Ираном и Израилем, оказывает влияние на перспективы этих инициатив. Давать четкие прогнозы сейчас крайне сложно.

Ключевым сдерживающим фактором выступает Иран. Несмотря на то, что Эмираты ведут активную торговлю с Ираном, прямое взаимодействие остается затрудненным из-за геополитической ситуации. Иран по-прежнему под санкциями, и последние события, скорее всего, приведут к их ужесточению. Неясно, как на это отреагируют Эмираты, которые традиционно осторожны в подобных вопросах. Хотя стоит отметить, что объем торговли между странами значительный, а численность иранской диаспоры в ОАЭ оценивается от 250 до 500 тысяч человек – это больше, чем количество россиян, несмотря на массовую эмиграцию последних двух лет. Торговля развивается активно, но фактор санкционности и потенциальные риски публичного участия в совместных проектах с Ираном могут ограничивать дальнейшее движение.

– Как можно охарактеризовать сегодня бизнес между Россией и ОАЭ – как он развивается, на какие товары делается акцент, какие подводные камни возникают при построении бизнеса между странами?

– Здесь наблюдается стабильный рост. За прошлый год товарооборот достиг 1 триллиона рублей (или 11 миллиардов долларов). Сначала основными статьями экспорта были золото, зерно и нефтепродукты, затем начали активно поставляться продукты питания, удобрения, оборудование, химикаты, мебель и товары народного потребления. Ограничений при этом два. Первый – это проблема платежей. Пока что ее решают в рамках БРИКС или через альтернативные платежные каналы, которые российские компании выстраивают самостоятельно. Однако проблема остается актуальной. Второй – сертификационные требования. Сейчас, например, в фармацевтике и медизделиях выход российских производителей на рынок ОАЭ возможен только через локализацию или при наличии европейской или американской сертификации. Было бы крайне важно, если бы правительство России и правительство ОАЭ упростили и унифицировали сертификационные стандарты, особенно в рамках ЕАЭС и БРИКС.

Взаимодействие ведется по многим направлениям. Эмиратские компании уже представлены в российском бизнесе: среди проектов – «Вертолеты России», Московская биржа, алкогольный и табачный заводы, фермерские хозяйства. С другой стороны, россияне активно заходят на рынок ОАЭ: строительные компании, несмотря на высокие требования к сертификации, успешно реализуют проекты. Примером может служить Aurus. Успешно вышли на рынок сети Wildberries, «Л'Этуаль», «Золотое яблоко», бренды 12 Stories, Lichi, Post Meridiem. В сфере образования свои кампусы открыли РЭУ им. Плеханова и гимназия им. Примакова. В ресторанном бизнесе также немало удачных кейсов.

Беседовала Полина Карпович
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions