– Почему столь много обещающая именно ритейлерам RFID-технология не распространена среди российских игроков на этом рынке?
– Основным блокирующим фактором для ритейла остается высокая цена, причем в большей степени это касается не оборудования, а расходных материалов – RFID-меток. Применение технологии в торговых залах экономически оправданно в основном только для защиты дорогостоящих товаров.
Среди других стоп-факторов – сравнительно небольшое количество реализованных проектов с применением RFID, что мешает проанализировать имеющийся опыт и оценить эффективность применения данной технологии. Еще одна сложность заключена в границе ответственности между поставщиком и ритейлером – так как технология может быть внедрена и на той, и на другой стороне, контрагенты ожидают шагов по ее внедрению друг от друга.
– И какие же, по Вашему мнению, перспективы у технологии?
– В России RFID широкого распространения на данный момент не имеет. Однако перспективы применения есть, оборудование для построения RFID-системы уже предлагается российскими производителями, IT-компании активно предлагают услуги по внедрению данной технологии.
– А как технология все-таки применяется? И для чего ее используют чаще всего?
– RFID используется в основном на складах в качестве замены стандартного штрихкодирования. При приемке товара в автоматическом режиме (без участия персонала) технология позволяет производить сверку принимаемого товара с информацией, указанной в накладных, непосредственно во время процесса разгрузки. В нашей проектной практике также есть пример интеграции RFID-устройства для автоматической потоковой регистрации продукции, поступающей с производства на склад производственного хранения.
В процессе отгрузки RF-метки позволяют контролировать адрес доставки и корректность комплектации заказа без необходимости вскрывать коробки/упаковки непосредственно в момент загрузки в транспортное средство. Также технология применяется для ускорения и снижения ошибок в процессе инвентаризации склада.
Маркировка внутрискладских транспортных средств с помощью радиочастотных меток позволяет контролировать местоположение техники на складе, что является хорошей альтернативой традиционно используемому в транспортной логистике GPS-трекингу, не работающему внутри помещений с металлическими конструкциями.
– Какие возможности еще не используются, но могут быть полезными?
– Технология может использоваться для отслеживания местонахождения товаров в магазинах, отслеживания информации о товаре – в чип может быть зашита информация о производителе товара, партии, сроке годности и т. п.
С учетом требований государства по обязательной маркировке большинства товарных групп очевидные применения RFID для трекинга и маркировки продукции будут востребованы. Сканирование RFID-меток возможно на небольших расстояниях до нескольких десятков метров, поэтому в транспортной логистике применений почти нет.
Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.