+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.05.2025 09:59:13
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Канатная дорога Благовещенск – Хэйхе: рукопожатие культур

О ходе работ, особенностях возводимой конструкции, обеспечении безопасности, необходимости визы для путешествия между странами журналу РЖД-Партнер рассказала Екатерина Кузьмина, операционный директор ООО «Агентство развития проектных инициатив» (входит в ГК «РЕГИОН), управляющее проектом строительства трансграничной канатной дороги Благовещенск – Хэйхэ.
Канатная дорога Благовещенск – Хэйхе: рукопожатие культур
– Екатерина, как возникла идея строительства канатной дороги между двумя странами? Почему был выбран именно такой тип транспортного сообщения? Как проект повлияет на развитие туристической и экономической инфраструктуры прилегающих территорий?

– Расстояние по реке Амур между двумя странами и двумя городами Благовещенск и Хэйхэ – всего 750 метров. Это уникальные условия, не имеющие аналогов, поэтому канатная дорога стала наиболее подходящим инфраструктурным решением, которое может дополнительно соединить два города. Это положительно повлияет на развитие туризма, а также развитие торговых и деловых отношений в целом. Канатная дорога позволит всем желающим круглогодично, вне зависимости от погодных условий, с комфортом, за 2,5 минуты пересекать Амур.

– Почему был выбран маятниковый принцип работы? Какие преимущества он дает по сравнению с другими типами канатных дорог?

– Маятниковая канатная дорога обладает большей устойчивостью и обеспечивает возможность эксплуатации при более высокой силе ветра (до 30 м/с), что является не редкостью над водами реки Амур и обеспечивает более высокую скорость перемещения кабин (до 12 м/с). Кроме того, она безопаснее – при обрыве тягового каната срабатывают тормозные механизмы, что предотвращает возможные негативные риски схода кабины с несущих канатов. Например, кресельные и гондольные дороги на горнолыжных курортах используют один несуще-тяговый канат.

Среди преимуществ маятниковой дороги – возможность покрыть большие расстояния без применения дополнительных опор – на 976 метров мы будем использовать только две опоры. Еще один плюс – вместительность кабин, непрерывность перевозки пассажиров при техобслуживании и возникновении поломок, а также долговечность. В мире существуют канатные дороги с наработкой более 60–70 лет. Например, маятниковая дорога ВТРК «Эльбрус» функционирует с 1969 года.

Хочется также обратить внимание, что сейчас две страны вместе строят канатную дорогу, которую невозможно разделить. При этом каждая страна обеспечивает строительство терминала и канатной станции на своей территории. Движение кабин канатной дороги – как движение рук навстречу друг другу, символизирующее дружбу, партнерство, развитие двух культур.

– Какие системы безопасности предусмотрены для такой масштабной конструкции? Как обеспечивается устойчивость при сильных ветрах и других природных явлениях?

– Выполнен полный комплекс мер для безопасного и комфортного нахождения на канатной дороге. В первую очередь сделаны все необходимые расчеты по нагрузкам, по технологическому процессу, по оборудованию. Вся документация прошла Главгосэкспертизу, и было получено положительное заключение.

– Как учитывалось влияние на окружающую среду при проектировании? Какие меры приняты для защиты флоры и фауны регионов?

– Канатная дорога – самый экологичный вид транспорта, работает от электричества. Все необходимые меры обеспечения сохранности окружающей среды выполнены на этапе проектирования, который успешно прошел Главгосэкспертизу и получил положительное заключение.

– Межгосударственное сотрудничество: как происходит координация между российскими и китайскими властями при реализации проекта?

– Мы как инвесторы проекта по приглашению правительства Амурской области входим в состав межправительственной рабочей группы.

– Какие новые технологии применяются в проекте, которые могут быть использованы в других подобных сооружениях?

– Особенностью строительства объекта является размещение технологического оборудования канатной дороги внутри терминала. Это сделает путешествие более комфортным. Со стороны Китая посадка в кабинку и сам терминал разделены.

– Какова готовность проекта в процентах и есть ли уверенность в полноценном запуске канатной дороги?

– В настоящий момент здание пассажирского терминала готово на 60%, все этапы строительства будут завершены в 2025 году. Монтаж металлоконструкций и бетонные работы выполнены на 100%, ведутся фасадные работы, а весной мы установили очень важный элемент – шкивы, которые будут вращать канаты. Сейчас мы приступаем к натяжению канатов, монтаж которых будет выполняться китайскими подрядчиками с привлечением экспертов АРПИ. Ожидается, что он продлится четыре месяца, после чего из Китая будут поставлены кабины и сопутствующее оборудование. Мы уверены, что в 2026 году канатная дорога заработает полноценно.

– Как идут поставки материалов для строительства?

– Все поставки осуществляются в плановом режиме. Большая часть материалов российского производства, поэтому проблем нет. Мы готовимся устанавливать электродвигатель для шкивов, и после натяжения канатов к нам должны быть поставлены кабины из Китая.

– В чем уникальность архитектурного решения терминальной станции? Как будет организована работа четырех этажей терминала? Какие дополнительные сервисы планируется предоставить пассажирам?

– На российской стороне будет построен четырехуровневый пассажирский терминал общей площадью 26 тыс. кв. м. Объект предполагает значительное остекление, это связано с особым архитектурным решением здания, световые пространства позволяют учитывать особенности региона – в Благовещенске 300 солнечных дней в году. Сейчас выполнено 20% остекления, а полностью работы завершатся осенью 2025 года. Внутри, как уже говорилось, будет размещена станция канатной дороги, платформа и технологическое оборудование. Терминал включит в себя пешеходный пункт пропуска через государственную границу, магазин беспошлинной торговли, торговые и развлекательные объекты, ресторан с панорамным видом и видовые террасы.

– Как будет организован процесс прохождения границы в терминальной станции? Нужна ли будет виза для путешествия в Китай по этой дороге?

– Терминал – это как аналог небольшого аэропорта, паспортный контроль, таможенный досмотр, ведь мы через реку Амур пересекаем государственную границу. Между Россией и Китаем действует визовый режим, и других решений пока не принималось.

– Почему выбран интервал движения в 12–15 минут? Достаточно ли этого для обслуживания прогнозируемого пассажиропотока?

– Выбрано расчетное комфортное время для посадки и высадки 110 пассажиров.

– Предусматривается ли возможность увеличения пропускной способности в будущем?

Мы строим канатную дорогу и терминал с запасом, опережая время. Пропускная мощность позволит всем гостям и туристам с комфортом пересекать водную границу двух стран несмотря на то, что турпоток может значительно вырасти.

Беседовала Анна Маничева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions