+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.05.2022 09:55:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Как сборные перевозки переживают санкции

Западные санкции создали в России двоякий эффект. В то время как часть компаний не выдержала натиска и ушла с рынка, другая часть заметно окрепла, приспособившись к ситуации, активировав внутренние резервы и заставив себя работать иначе. Ввиду закрытия многих границ серьезный удар настиг сферу логистики. О том, как сборные перевозки переживают непростой санкционный период, нашему изданию рассказал заместитель генерального директора по продажам и маркетингу ООО «Байкал-Сервис ТК» Алексей Худов.
Как сборные перевозки переживают санкции
– Ваша компания – заметный игрок на рынке сборных перевозок, входит в тройку ведущих отечественных перевозчиков. В России в автомобильных грузоперевозках ваш сегмент в последние годы развивался более высокими темпами, чем рынок в целом. А как все складывается в 2022 году?
– Действительно, мы прирастали на 15–20% ежегодно. В этом же году из-за жестких внешних факторов столкнулись с беспрецедентной ситуацией. На фоне санкционного давления логистические цепочки оказались нарушены. Процесс перераспределения грузопотоков и адаптации бизнеса клиентов к текущей ситуации далеко еще не завершен.

– Как Вы оцениваете ситуацию на рынке грузоперевозок, где в целом по рынку эксперты ожидают падение на уровне 5–15%? Согласны с оценками?
– Смотря как считать. В начале года спад был незначительным. В конце года может разогнаться до 30–50%. Сколько будет в среднем по году – трудно сказать. Думаю, что не меньше 15–20%. Есть прогнозы, которые говорят о снижении объемов автомобильных перевозок на 30% из-за санкций в этом году. Все понимают, что и с обслуживанием транспорта будут сложности и что конкуренция возрастет. Выживет тот, кто быстрее остальных будет приспосабливаться к изменениям: эффективно работать с издержками и быстро переориентироваться на новых клиентов, создавая востребованные рыночные продукты. Сегодня нам приходится решать уравнение со многими переменными и действовать нестандартно, гибко и оперативно реагируя на любые изменения. Поэтому сложно делать прогнозы. Но можно с уверенностью сказать, что этот год встанет в один ряд со всеми кризисными годами, которые нам удалось пережить. И все-таки мой опыт подсказывает, что логистическая отрасль – это самый работающий бизнес в кризисы.

1555.jpg

– Что изменилось после введения санкций?
– Мы увидели, что с введением санкций многим грузоотправителям стало непросто планировать свои отгрузки. Клиенты стали действовать крайне осторожно, предпочитают работать по предоплате. А поскольку оплаты могли задерживаться, то сдерживались и отправки. По своему грузопотоку видим, когда проходят проплаты у наших контрагентов, поскольку вслед за этим идут отправки грузов. Но пока поставки весьма рваные. Как следствие, перевозчикам стало сложнее подстраиваться под затишье и пиковые значения грузооборота – подготавливать машины, склады, персонал и т. д. Все это стало менее предсказуемым.

2020_09_Байкал_Сервис_3_001.jpg

– На фоне общего роста цен «Байкал Сервис» снизил тарифы на перевозки по России, в частности по тысяче региональных маршрутов, в среднем где-то на треть. За счет чего вам это удалось?
– Как я уже говорил, мы в течение года проделали колоссальную работу: оптимизировали процессы, занимались изучением клиентского пути. Результатом этого стало заметное повышение качества и снижение себестоимости. В рамках масштабного проекта по развитию региональных маршрутов мы снизили тарифы более чем по тысяче направлений с Юга России на Северо-Запад, а также с Юга на Урал и в обратном направлении – от 10 до 50%. Наиболее заметное снижение произошло, к примеру, по маршрутам из Перми, Нижневартовска, Нового Уренгоя в Симферополь и Севастополь, а также в обратном направлении.

– Что можете сказать про перераспределение грузопотоков внутри страны? Насколько это проявилось в сборных перевозках?
– Пока произошло выпадение части импортных грузов, например, из Питера, Москвы. И их пока ничем особо не заместили, так как на налаживание собственного производства нужно время. Но в дальнейшем, безусловно, произойдет перераспределение грузопотоков.

2020_09_Байкал_Сервис_3_295.jpg

– Прежде возникали сложности с перевозками в Калининград, были задержки с доставками. А как обстоят дела сейчас?
– Тот переходный период закончился. Удалось найти общий язык с таможней – и мы вернулись к тем срокам, которые прежде заявляли. Например, из Москвы у нас груз доходит до Калининграда за 7–10 дней.

– Что сегодня главным образом определяет выбор перевозчика? Насколько решающее значение имеет цена? На что делаете ставку?
– Я бы говорил о предсказуемости сроков и качества перевозки, в целом об оправданности ожиданий от заявленных условий. Это, на мой взгляд, сейчас самое важное – понимание того, что твой груз доедет в целости и сохранности. Безусловно, и цена имеет значение, и надежность перевозчика, и удобство сервиса, как и способность компании не только отвечать ожиданиям, но и предвосхищать их.
  
С сентября прошлого года мы скорректировали свою стратегию, теперь для нас она звучит так: «Новое качество по честной цене». Мы провели огромную работу над ошибками. Надо честно признаться, что в прошлом году по тарифам приблизились к самым дорогим компаниям на рынке. При этом не спрогнозировали резко возросший грузооборот – и в итоге склады с трудом справлялись с большим потоком грузов, возникали задержки с отправкой машин. Мы вовремя осознали ситуацию и необходимость изменений внутренних бизнес-процессов. С началом 2022 года ситуация исправилась, мы исключили задержки в отправках машин. Вывели качество нашей работы на новый уровень, чтобы клиентам было еще удобнее и комфортнее с нами взаимодействовать. Отладили процессы, открыли новые распределительные центры в Долгопрудном, Нижнем Новгороде, Самаре, Краснодаре и Адлере, расширили свыше десятка терминалов, оптимизировали логистику. Конечно, еще немало надо сделать с учетом текущей ситуации. Но уже сейчас можно сказать, что эта работа дала свои результаты и мы видим значительное улучшение качества и сроков перевозки. В частности, изменили графики движения машин на ближние города из столицы, ввели новую мотивацию, пересмотрели топологию склада на крупнейшем РЦ, стали активнее использовать сборные палетные борта, что позволило сократить время отгрузки и исключить задержки в отправках. И мы серьезно улучшили взаимодействие с клиентом.

2020_09_БайкалСервис_591.jpg

В ходе нашего исследования значимых критериев выбора транспортной компании среди клиентов мы выяснили, что удобство взаимодействия – один из основных факторов выбора перевозчика наряду с безопасностью перевозки (сохранностью груза), соблюдением заявленных сроков доставки и ценой.

Немаловажную роль при выборе перевозчика играет оперативность в решении вопросов клиентов. Сегодня на любой нетипичный запрос клиент получает у наших операторов ответ, как правило, в течение часа. Сложные вопросы, например, когда необходимо уточнить информацию в нескольких подразделениях, ведут операторы экспертной линии контакт-центра «Байкал Сервиса». Мы учитываем пожелания клиентов, структурируем ответы на запросы, дорабатываем процессы и тем самым повышаем скорость получения ответа. Вопрос клиента решается одним человеком, который держит его на постоянном контроле и оперативно дает обратную связь. Поступающие обращения в обязательном порядке рассматриваются руководством компании. Это дает возможность быть гораздо ближе к тем сложностям, с которыми может столкнуться клиент, принять оперативное решение как по исправлению ситуации конкретного клиента, так и относительно перестраивания процесса в целом.

2021_10_БайкалСЕРВИС_197.jpg

– Можете сказать, как за последнее время изменились запросы клиентов?
– В нынешней ситуации неопределенности многие клиенты оказались заинтересованы в том, чтобы тарифы на перевозки для них оставались предсказуемыми и не повышались с завидной регулярностью. Мы учли этот запрос. Еще в апреле зафиксировали тарифы на южном направлении. И сейчас клиенты «Байкал Сервиса» могут спокойно планировать свою логистику, зная, что цены на перевозки на юг в обозримом будущем для них не изменятся. Мы полагаем, что в предстоящий курортный сезон где-то на треть вырастет спрос на грузоперевозки на южном направлении.

Уже сейчас коллеги из туриндустрии отмечают большой объем бронирований на летний отдых на Черном море. И это не может не сказаться на увеличении грузопотока на этом направлении. Бизнесу приходится обновлять гостиничный фонд, завозить оборудование для кафе, магазинов и всевозможные товары в большем объеме. Мы учли эту тенденцию, подготовились: вели дополнительные рейсы, оптимизировали (то есть спрямили) маршруты, исключив перегруз, открыли представительство в Адлере. Повысили эффективность работы РЦ в Краснодаре, через который идет основной поток грузов на юг: в 1,5 раза расширили площади терминала и ускорили обработку грузов.

2021_10_БайкалСЕРВИС_214.jpg

– Сейчас много говорится о сложностях в связи с санкциями. С другой стороны, в этой ситуации открываются и новые возможности. Для вас они какие?
– Безусловно, широкие возможности открываются на восточном направлении. Идет переориентация поставок с запада на юг и восток, развиваются альтернативные маршруты из Китая, Турции, Азербайджана, Казахстана и т. д. Морской транспорт переориентируется на порты Дальнего Востока, нагрузка на которые возрастает. Их доля в перевалке, по прогнозам экспертов, может вырасти в 1,5 раза и составить около 40%. Учитывая этот тренд, мы со своей стороны открываем уже девятый по счету филиал на Дальнем Востоке – в Артеме. Поскольку провозные мощности железной дороги на Восточном полигоне ограниченны, их недостаток страна испытывала еще до этого кризиса, большая нагрузка в перевозке грузов из центральной части России на Дальний Восток и в обратном направлении ляжет на автомобильный транспорт. Также по плану у нас расширение перевозок в Белоруссию, и мы присматриваемся к новым направлениям. В Казахстане в свое время запустились с партнерской программой с компанией «Алем ТАТ» и до сих пор с ними работаем.

– Одним из драйверов роста грузоперевозок остается e-commerce. Ваша компания последние 5 лет развивает направление доставок грузов в маркетплейсы. Насколько успешно?
– За последний год, к примеру, у нас удвоилось число доставок грузов в маркетплейсы. И на сегодня мы обеспечиваем перевозки на склады семи крупнейших маркетплейсов по всей России. Служба поддержки работает практически круглосуточно. Берем на себя затраты по простою при сдаче груза на склад маркетплейса. По нашей статистике, до 5% грузов может быть отказано в приемке по причине несоответствия установленным регламентам электронной площадки (самая частая ошибка – неверный штрихкод). Нашим клиентам в такой ситуации, как правило, не приходится возвращать к себе груз, поскольку выявленные недочеты помогаем быстро исправить на месте. С развитием этого направления мы стали вводить спецпредложения для клиентов. Недавно запустили новый комплексный палетный прайс, с которым доставка груза на «Вайлдберриз» обходится вдвое дешевле. Похожее предложение есть и по доставке небольших коробочных грузов.

24.jpg

– Глава ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин в недавнем интервью говорил о том, что на внутренний рынок переориентировались многие перевозчики, которых так или иначе затронули санкции, и на рынке стало «резко тесно». Он уверен, что из-за демпинга к осени «рынок посыплется». А что думаете Вы?
– Спорно, поскольку сейчас идут два разнонаправленных тренда. С одной стороны, международная перевозки на Европу закрылись и те, кто может, переориентируются на СНГ, Китай, на внутрироссийский рынок. С другой – тема содержания транспорта, которая составляет около трети в себестоимости затрат и которая при этом резко возросла в последнее время. Не думаю, что кто-то захочет и сможет долго возить себе в убыток. В итоге какие-то компании уйдут с рынка. Но оставшиеся не опустятся ниже определенной планки.

– Второй квартал этого года некоторые эксперты склонны расценивать как самую острую точку нынешнего кризиса. Согласны с ними?
– Полагаю, что мы на подходе к этой точке и она придется, скорее, на третий или даже четвертый квартал этого года. Сейчас многие производства работают на старых запасах, но скоро столкнутся с тем, что не смогут выпускать продукцию из-за прекращения поставок. Им нужно оперативно искать новых поставщиков, но это не быстрый процесс. Нужно найти изготовителя, добиться приемлемого качества, заключить договор, встать в очередь на поставку, проработать логистику. На это уйдет от нескольких месяцев до года.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions