– Александр Дмитриевич, каков объем электронной торговли по итогам 2016 года? Какова динамика по сравнению с аналогичным периодом 2015 года?
– Сегодня экспорт из России в денежном выражении составляет $2 млрд в год. Рост экспорта онлайн-ритейлеров превышает рост на внутреннем российском рынке. Стоит отметить, что большинство экспортеров появилось в последние три года.
– А какие номенклатуры оказались самыми востребованными? В какие страны отправляется наибольший объем экспорта из России?
– Те экспортеры, которые продают в онлайне, рассчитывают на иммигрантов (например, OZON.ru). Люди скучают по родине и заказывают российские товары. В основном спросом пользуются книги и детские товары. При этом весь экспорт составляет 2% от выручки.
Что в перспективе может быть востребовано на иностранных рынках сложно предположить. Все, что успешно продается сейчас – это продукты питания. Продаются они не через в2с. Это обычный, классический экспорт, в результате которого товары оказываются на полках магазинов (кулинария, кондитерские изделия).
– Как Вы считаете, будет ли способствовать развитию российского экспорта создание торговых электронных площадок?
– Сегодня работает порядка 900 таких объектов. На прошлой неделе Российский экспортный центр (РЭЦ) и компания SPSR Express подписали соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает создание платформы для веерного размещения товаров российских производителей на торговых онлайн-площадках по всему миру. Такой подход, в формате «единого окна», куда обращается производитель и получает доступ ко множеству площадок, – очень правильный. Безусловно, для эффективного развития экспорта нужен интегратор, который возьмет все существующие предложения и распространит их по миру. На наш взгляд, коллеги выбрали абсолютно правильную модель, дело только в сроках. Однако для ее создания нужно огромное количество ресурсов и времени, а также государственная поддержка. Со всеми странами невозможно заключить соглашения до конца года, но с пилотными это вполне реально. Такая инициатива действительно поможет российским производителям.
Однако, существует еще одна проблема – российские изготовители, к сожалению, как правило, небогаты. А наши логистические операторы работают по предоплате. Таким образом, не получив деньги с посылки, наш производитель уже должен отдать средства Почте России и оформить документы. Если у него получится реализовать, например, 1000 заказов, ему надо будет прежде заплатить за доставку этих изделий, что зачастую бывает просто неподъемно. Безусловно, в данном случае нужно государственное субсидирование и кредитование этих логистических затрат.
АКИТ также планирует принять участие в подобном проекте. Одна из задач Ассоциации – развитие российского экспорта. Сегодня экспортные площадки – конкурентный рынок, поэтому их может быть огромное количество, и мы планируем создавать подобный продукт по схожей модели. Мы уже являемся членом и партнером ведущих мировых ассоциаций (европейской, британской, бразильской и других), что позволит нам в упрощенном режиме связываться с зарубежными коллегами и работать с ними.
В целом, безусловно, любые шаги в сторону сотрудничества и объединения положительно влияют на отечественный экспорт.
– С какими странами сегодня налажено эффективное сотрудничество? А какие, по Вашему мнению, могут стать потенциальными потребителями российской продукции?
– На азиатский экспорт приходится 12% онлайн-экспорта, в Северную Америку, Европу и США отправляется 41% товаров. Это те 30 млн иммигрантов, которые покинули Россию за последние 25 лет.
– Какой можете дать прогноз на 2017 год?
– По результатам 2016 года АКИТ прогнозирует рост рынка интернет-торговли примерно на 18% до 900 млрд рублей. В 2017 году положительная динамика только усилится и достигнет 1,1 трлн руб., показав рост на 23%.
Беседовала Татьяна Симонова
Автор: Александр Логунов, руководитель комитета по стандартизации АКИТ
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.