+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.01.2020 14:02:18
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Доля России в мировом экспорте пшеницы в текущем зерновом сезоне составит 19,3%

По итогам 2019 года на сети Российских железных дорог было погружено 21,7 млн т  зерна, что на 20,1% меньше, чем за 2018-й. Экспорт зерна из России в 2018/2019 сельскохозяйственном году составил 43,3 млн т, в том числе 35,2 млн т пшеницы, что также меньше показателей 2017/2018 сельхозгода. О том, чего ждать от экспорта в текущем зерновом сезоне, мы спросили у директора аналитического департамента Российского зернового союза Елены Тюриной.
Доля России в мировом экспорте пшеницы в текущем зерновом сезоне составит 19,3%
 Елена Борисовна, итоги года оцениваются, прежде всего, по динамике показателей экспорта. Прошлый год стал первым годом реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК». Каковы результаты этой работы?

– Из России экспортируется 40% выращенных зерновых и зернобобовых культур, на долю которых в 2018 году пришлось 42% от экспорта продукции АПК в стоимостном выражении. В 2019-м данный показатель сократился до 32%.

Валовой сбор зерна в прошлом году составил 120,7 млн т, это больше, чем годом ранее, на 6,5%, или 7,5 млн т. На долю пшеницы пришлось 61,6% российского урожая зерна. Ее валовой сбор составил 74,3 млн т. Это больше, чем годом ранее, на 3%.

По оценке Российского зернового союза, экспортный потенциал зерновых культур в текущем сезоне составляет 47 млн т, что на 10%, или 4,3 млн т, больше, чем в прошлом сельхозгоду. Основной прирост экспорта ожидается по кукурузе и ячменю.

В июле – декабре 2019 года из России экспортировано 25,8 млн т зерновых культур, что на 12%, или 3,6 меньше млн т, чем в аналогичном периоде прошлого сезона. Исходя из оценки баланса производства и потребления зерновых культур России, в январе – июне 2020 года на мировой рынок должно быть поставлено 22 млн т зерна, что на 56%, или 8 млн т, больше, чем в прошлом сезоне. 

 Сохранит ли Россия в текущем зерновом сезоне первое место в мировой торговле пшеницей?

– Да, ее доля в мировом экспорте составит 19,3%. Экспортный потенциал российской пшеницы в этом сельхозгоду, так же как и годом ранее, составляет 35 млн т. В первой половине текущего сельхозгода мировым импортерам поставлено 21,8 млн т, то есть в январе – июне 2020-го объем экспорта может составить порядка 13,7 млн т, что больше показателя аналогичного периода прошлого сезона на 30%. Низкая ценовая конкурентоспособность российской пшеницы в начале сезона 2019/2020 года стала причиной сокращения количества стран-импортеров с 100 до 79, а также уменьшения объемов закупок зерна странами – постоянными покупателями. 

Во второй половине текущего зернового сезона ожидается восстановление объема продаж пшеницы ключевым странам-импортерам, прежде всего, Судану, Нигерии, Индонезии, Ливану, Кении, Израилю.

Увеличение предложения российского зерна на мировом рынке в январе – июне 2020 года произойдет на фоне снижения экспортных потенциалов стран-конкурентов, которые распродали свои основные объемы в первой половине текущего сельхозгода, и повышения мировых фьючерсов на пшеницу в конце декабря 2019-го на 4–5%. Это должно оказать поддержку российским экспортерам. 

По прогнозам Минсельхоза России, в рамках реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК» годовая выручка от экспорта зерна к 2024 году должна составить не менее $11 млрд.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН прогнозирует, что мировое потребление зерновых к 2024 году увеличится на 10% относительно текущего уровня, также ожидается, что рост мировой торговли зерновыми культурами составит порядка 35 млн т, в том числе пшеницы – 13 млн т. Лидерами по увеличению потребления зерновых культур станут Китай, Саудовская Аравия, Иран, Вьетнам.

 Какие страны сегодня заинтересованы в закупках качественной российской пшеницы, несмотря на высокий уровень цены предложения?

– Закупки российской пшеницы Турцией в первой половине сезона 2019/2020 выросли на 43%, Бангладеш и ОАЭ – на 5%, Азербайджаном – в 2,8 раза, Арменией – на 28%. В 3,5 раза вырос экспорт российской пшеницы в Бразилию, вдвое – в Анголу. Активно растут поставки на новые рынки для России рынки Гамбии, Либерии, Бенина. 

Наиболее подвержены изменениям мировой ценовой конъюнктуры зернового рынка такие значимые для российских экспортеров страны, как Египет, который сократил закупки пшеницы из России в начале сезона на 38%, Нигерия (42%), Судан (32%), Кения (13%), Индонезия (65%). 

 Что должно стать главным направлением увеличения экспорта зерновых?

– Выход на новые рынки сбыта и рост продаж на рынках присутствия. Российская пшеница занимает лидирующее положение на рынке Египта, где ее доля составляет 41% от общего объема импорта страной, Турции – 43%, Йемена – 39%, Судана – 36%. В 2018 году доля российской пшеницы в импорте Вьетнама составила 67%.

По нашей оценке, значительным потенциалом роста поставок пшеницы обладают страны, где доля России в настоящее время составляет от 2 до 15%. К ним относится Индонезия. Главными конкурентами российских экспортеров на рынке Индонезии являются Австралия, Украина и Канада. К числу приоритетных рынков сбыта пшеницы относятся также Алжир, Бразилия, Филиппины.

– А какова ситуация с рынком Китая?

– Рынок Китая также является привлекательным для роста экспортных поставок российской пшеницы. Китай ежегодно закупает около 3,5 млн т зерна, при этом на долю поставок из России приходится всего 1,6%. Главными поставщиками пшеницы на китайский рынок являются Канада, Казахстан, Австралия и США. Нам придется конкурировать с этими странами.

 Какие барьеры на пути роста экспорта пшеницы?

– Это ограничения и по регионам экспорта, и по качеству, и по фитосанитарным требованиям, и по логистике. Экспорт пшеницы в Китай сдерживается ограниченным количеством регионов, с которых снят запрет на экспорт. Поставлять зерно могут предприятия из Челябинской, Новосибирской, Омской и Амурской областей, а также из Красноярского и Алтайского краев.

Для увеличения поставок российского зерна на мировой рынок и рынки целевых стран также необходимо постоянно проводить ситуационный анализ и мониторинг состояния рынка. Например, в текущем году зафиксировано сокращение валовых сборов пшеницы и, соответственно, объемов экспорта из Казахстана. Потенциально российское зерно может занять освободившиеся ниши на рынках импортеров зерна из Казахстана, в число которых входят Узбекистан и Таджикистан.

 Что является конкурентным преимуществом стран-экспортеров зерна на мировой рынок помимо цен предложения?

– Стоимость фрахта, качество логистики и также уровень интеграции на зерновом рынке. В настоящее время мы отмечаем снижение стоимости фрахта для экспорта зерновых культур.

В прошлом десятилетии мы наблюдали активные интеграционные процессы на рынках мяса и молока. Сегодня лидеры рынка свинины, мяса птицы и молока имеют высокий уровень вертикальной и горизонтальной интеграции, что позволяет им получать как качественное, так и ценовое преимущество, а также доступ к льготным видам господдержки.

Кроме того, в 2018–2019 гг. начался процесс консолидации активов, связанных с экспортом, хранением и транспортировкой зерна. На рынке формируются крупнейшие компании, в том числе с госучастием, которые заинтересованы в увеличении доли в российском экспорте зерновых за счет сокращения логистических затрат и заключения прямых контрактов с компаниями – импортерами зерна. 

Добавлю, что стратегии развития компаний владельцев зерновых портовых терминалов предусматривают рост инвестиций в увеличение мощностей перевалки и единовременного хранения в 1,5–1,7 раза. 
Таким образом, очевидно, что проблемы с дефицитом мощностей по отгрузке зерна на экспорт будут решены в скором времени. Кроме отечественных инвесторов на рынок торговли зерном России планируют выйти крупные компании из Китая и Саудовской Аравии. Инвестиционная активность зерновых трейдеров понятна: они ориентируются на рост мировой торговли зерном и экспортные возможности России.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions