+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.09.2019 18:00:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Что хочет экспедитор

Что необходимо для повышения эффективности экспедиторской деятельности? На эту тему мы попросили высказать свою точку зрения вице-президента Ассоциации российских экспедиторов Сергея Желаннова.
Что хочет экспедитор
– Сергей Валентинович, какие проблемы сегодня стоят наиболее остро перед экспедиторским сообществом?
– Вопросов много. Мне бы хотелось остановиться на двух проблемах. Первая – это цифровизация на транспорте, а вторая – практика госрегулирования.

Цифра – не панацея
– Начнем по порядку – с цифровизации. Что здесь не так?
– Проводимая руководством страны политика по цифровизации экономики, включая транспортную отрасль, направлена на повышение эффективности работы всех секторов экономики, снижение непроизводительных расходов, ускорение процессов модернизации и внедрения передовых IT-продуктов.

Однако при разработке дорожных карт, программного обеспечения, цифровых платформ, внедрения искусственного интеллекта и другого инструментария цифровых технологий нужно учитывать необходимость их совместимости как со сложившейся практикой (в том числе международной) ведения бизнеса, так и с действующей системой правового регулирования деятельности компаний различного уровня.

Вопросы взаимной ответственности бизнес-партнеров, перехода права собственности, исполнение финансовых обязательств, взаимодействие с фискальными и другими государственными структурами, урегулирование возникающих разногласий – все подобные вопросы должны быть учтены IT-специалистами при разработке технологических процессов будущей цифровой транспортной индустрии РФ.

Специфика, которую необходимо учитывать
– Однако, как правило, специалисты в области информационных технологий, обладая уникальными знаниями в этой сфере, не имеют прикладного опыта, например, по организации доставки грузов в международном сообщении…
– Верно. Как результат – уже появляющиеся разработки по цифровизации транспортных процессов, не учитывающие этой специфики, обладают рядом существенных недостатков.
Ситуация осложняется еще и тем, что к этой работе в ряде случаев привлекаются эксперты в области экспедирования, специализирующиеся на одном конкретном виде транспорта (например, железнодорожном или автомобильном). В итоге разрабатываются программные продукты, не учитывающие многообразия бизнес-решений, принимаемых экспедитором при организации мультимодальных перевозок грузов, в первую очередь международных.
Как следствие – разрабатываемые цифровые технологии имеют ограниченную сферу применения и не отвечают поставленным комплексным задачам снижения финансовых, трудовых и иных затрат на всем пути прохождения груза от двери до двери.

Для повышения качества разработки цифровых технологий в области транспортно-экспедиторского бизнеса, да и в целом в области транспорта представляется целесообразным организовать подготовку как IT-специалистов, так и привлекаемых экспертов, имея в виду прикладной аспект цифровизации процессов организации межгосударственных перевозок. Это необходимо, чтобы при осуществлении работ по совершенствованию технологий в отдельных звеньях процесса специалисты могли наглядно представить себе объемно всю цепочку взаимодействия и нормативной базы процесса, получили комплексное представление о предмете.

Считаем целесообразным, чтобы специалисты тщательнее изучали регламенты Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА). И готовы оказать содействие.

Необходима единая методология
– А какие проблемы стоят в сфере правового регулирования транспортно-экспедиторской, да и в целом транспортной отрасли России?
– Здесь следует с сожалением констатировать, что существующая нормативная база не только не стимулирует развитие этого вида деятельности, но в ряде случаев создает дополнительные правовые барьеры для участников рынка в виде противоречий в толковании, правового вакуума и других проблем. Предполагалось, что начатая правительством России работа по сокращению числа правовых актов, регулирующих деятельность как экономики в целом, так и транспортной отрасли в рамках регуляторной гильотины, должна быть направлена в первую очередь на снятие таких барьеров.
Однако первые шаги в этом направлении показали, что при отсутствии единой методологии, четкого определения целей и методов их достижения эта работа может превратиться в очередную кампанию. Причем в итоге все это еще больше усугубит ситуацию.

В данном случае необходимо использовать преимущества системного подхода к решению этой проблемы. В частности, если говорить о действующем транспортном законодательстве, то, по нашему мнению, необходимо начать с его анализа, который должны проводить строго специалисты этой отрасли, а не представители общественности и политических партий.

Далее на основе результатов этого анализа уже определять цели и методы. Работа предстоит колоссальная, поскольку проблем много. Участвуя в работе комитетов на различных уровнях законодательной и исполнительной власти, представители экспедиторского сообщества отмечают, что каждая такая структура, а также представители каждого отдельного сегмента транспортной отрасли неоднозначно определяют даже понятийный аппарат транспортного процесса, его функции, а это основа, скелет нормативной базы.

Унификация, то есть приведение понятийного аппарата транспортного процесса, в том числе уставов перевозчиков, к однозначному пониманию их функций, обязанностей, ответственности, должна стать основой для совершенствования нормативной базы. Тогда и только тогда работа по созданию единой транспортной системы принесет свои положительные результаты.

А это и три взаимосвязанных между собой закона: «О транспортно-экспедиционной деятельности», «О смешанных перевозках» и «О транзите». Все они остаются в подвешенном состоянии. И многие вопросы, связанные с экспедиторской деятельностью, перевозками, в которых используются различные виды транспорта, а также транзита, пока не получили достаточного правого регулирования.

Беседовал Андрей Лазарев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions