• Ставка на полувагон
    1854
    -2.2 %
    руб./сут.
    октябрь 2019
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 64.03 0 EUR ЦБ РФ 71.48 0
    BTC 9276.85 usd BTC 589451.05 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.09.2019 18:00:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Что хочет экспедитор

Что необходимо для повышения эффективности экспедиторской деятельности? На эту тему мы попросили высказать свою точку зрения вице-президента Ассоциации российских экспедиторов Сергея Желаннова.
Что хочет экспедитор
– Сергей Валентинович, какие проблемы сегодня стоят наиболее остро перед экспедиторским сообществом?
– Вопросов много. Мне бы хотелось остановиться на двух проблемах. Первая – это цифровизация на транспорте, а вторая – практика госрегулирования.

Цифра – не панацея
– Начнем по порядку – с цифровизации. Что здесь не так?
– Проводимая руководством страны политика по цифровизации экономики, включая транспортную отрасль, направлена на повышение эффективности работы всех секторов экономики, снижение непроизводительных расходов, ускорение процессов модернизации и внедрения передовых IT-продуктов.

Однако при разработке дорожных карт, программного обеспечения, цифровых платформ, внедрения искусственного интеллекта и другого инструментария цифровых технологий нужно учитывать необходимость их совместимости как со сложившейся практикой (в том числе международной) ведения бизнеса, так и с действующей системой правового регулирования деятельности компаний различного уровня.

Вопросы взаимной ответственности бизнес-партнеров, перехода права собственности, исполнение финансовых обязательств, взаимодействие с фискальными и другими государственными структурами, урегулирование возникающих разногласий – все подобные вопросы должны быть учтены IT-специалистами при разработке технологических процессов будущей цифровой транспортной индустрии РФ.

Специфика, которую необходимо учитывать
– Однако, как правило, специалисты в области информационных технологий, обладая уникальными знаниями в этой сфере, не имеют прикладного опыта, например, по организации доставки грузов в международном сообщении…
– Верно. Как результат – уже появляющиеся разработки по цифровизации транспортных процессов, не учитывающие этой специфики, обладают рядом существенных недостатков.
Ситуация осложняется еще и тем, что к этой работе в ряде случаев привлекаются эксперты в области экспедирования, специализирующиеся на одном конкретном виде транспорта (например, железнодорожном или автомобильном). В итоге разрабатываются программные продукты, не учитывающие многообразия бизнес-решений, принимаемых экспедитором при организации мультимодальных перевозок грузов, в первую очередь международных.
Как следствие – разрабатываемые цифровые технологии имеют ограниченную сферу применения и не отвечают поставленным комплексным задачам снижения финансовых, трудовых и иных затрат на всем пути прохождения груза от двери до двери.

Для повышения качества разработки цифровых технологий в области транспортно-экспедиторского бизнеса, да и в целом в области транспорта представляется целесообразным организовать подготовку как IT-специалистов, так и привлекаемых экспертов, имея в виду прикладной аспект цифровизации процессов организации межгосударственных перевозок. Это необходимо, чтобы при осуществлении работ по совершенствованию технологий в отдельных звеньях процесса специалисты могли наглядно представить себе объемно всю цепочку взаимодействия и нормативной базы процесса, получили комплексное представление о предмете.

Считаем целесообразным, чтобы специалисты тщательнее изучали регламенты Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА). И готовы оказать содействие.

Необходима единая методология
– А какие проблемы стоят в сфере правового регулирования транспортно-экспедиторской, да и в целом транспортной отрасли России?
– Здесь следует с сожалением констатировать, что существующая нормативная база не только не стимулирует развитие этого вида деятельности, но в ряде случаев создает дополнительные правовые барьеры для участников рынка в виде противоречий в толковании, правового вакуума и других проблем. Предполагалось, что начатая правительством России работа по сокращению числа правовых актов, регулирующих деятельность как экономики в целом, так и транспортной отрасли в рамках регуляторной гильотины, должна быть направлена в первую очередь на снятие таких барьеров.
Однако первые шаги в этом направлении показали, что при отсутствии единой методологии, четкого определения целей и методов их достижения эта работа может превратиться в очередную кампанию. Причем в итоге все это еще больше усугубит ситуацию.

В данном случае необходимо использовать преимущества системного подхода к решению этой проблемы. В частности, если говорить о действующем транспортном законодательстве, то, по нашему мнению, необходимо начать с его анализа, который должны проводить строго специалисты этой отрасли, а не представители общественности и политических партий.

Далее на основе результатов этого анализа уже определять цели и методы. Работа предстоит колоссальная, поскольку проблем много. Участвуя в работе комитетов на различных уровнях законодательной и исполнительной власти, представители экспедиторского сообщества отмечают, что каждая такая структура, а также представители каждого отдельного сегмента транспортной отрасли неоднозначно определяют даже понятийный аппарат транспортного процесса, его функции, а это основа, скелет нормативной базы.

Унификация, то есть приведение понятийного аппарата транспортного процесса, в том числе уставов перевозчиков, к однозначному пониманию их функций, обязанностей, ответственности, должна стать основой для совершенствования нормативной базы. Тогда и только тогда работа по созданию единой транспортной системы принесет свои положительные результаты.

А это и три взаимосвязанных между собой закона: «О транспортно-экспедиционной деятельности», «О смешанных перевозках» и «О транзите». Все они остаются в подвешенном состоянии. И многие вопросы, связанные с экспедиторской деятельностью, перевозками, в которых используются различные виды транспорта, а также транзита, пока не получили достаточного правого регулирования.

Беседовал Андрей Лазарев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Экологическое законодательство: на что обратить внимание транспорту?

Экологическое законодательство: на что обратить внимание транспорту?
В 2019 году ряд проектов, ужесточающих экологическое законодательство, коснулся и транспортной отрасли. Дмитрий Моторин, юрист VEGAS LEX, рассказал, на что следует обратить внимание и чего ждать в будущем.
РЖД-Партнер

Конкуренция за пузырьки: кто везет газировку потребителю?

Конкуренция за пузырьки: кто везет газировку потребителю?
Чем ближе Новый год, тем чаще на улицах городов от Камчатки до Калининграда появляются грузовики с брендом Coca-Cola. Доставка напитков от производства до потребителя для компании усложняется не только огромной территорией, по которой разъезжаются грузовички, но и необходимостью совместить две стратегии компании. Как бороться за экологию и повышать экономическую эффективность одновременно и кто выигрывает конкуренцию в борьбе за доставку газировки, рассказал менеджер по транспортировке и дистрибуции Coca-Cola HBC Россия Дмитрий Сергеев.
РЖД-Партнер

Маркетплейсы – единственный верный путь для логистики

Маркетплейсы – единственный верный путь для логистики
В мае IТ-компания Relog приобрела крупнейший маркетплейс по поиску груза и транспорта в Казахстане – «20 тонн». В сервисе зарегистрировано более 38 тыс. пользователей и было совершено уже более 1,34 млн заказов по всему СНГ. К системе подключены 8 тыс. перевозчиков (в основном из Казахстана). Месячная аудитория водителей составляет 5 тыс. пользователей и каждый день регистрируется порядка 50–60 пользователей, притом что сервис сегодня работает без рекламы. Эксперты предполагают, что подобное приобретение позволит Relog стать лидером на рынке Казахстана в предоставлении IТ-продуктов в логистике. О судьбе маркетплейсов в логистике мы поговорили с основателем и генеральным директором Relog Бауыржаном Рустемовым.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort