– Сергей Валентинович, какие проблемы сегодня стоят наиболее остро перед экспедиторским сообществом?
– Вопросов много. Мне бы хотелось остановиться на двух проблемах. Первая – это цифровизация на транспорте, а вторая – практика госрегулирования.
Цифра – не панацея
– Начнем по порядку – с цифровизации. Что здесь не так?
– Проводимая руководством страны политика по цифровизации экономики, включая транспортную отрасль, направлена на повышение эффективности работы всех секторов экономики, снижение непроизводительных расходов, ускорение процессов модернизации и внедрения передовых IT-продуктов.
Однако при разработке дорожных карт, программного обеспечения, цифровых платформ, внедрения искусственного интеллекта и другого инструментария цифровых технологий нужно учитывать необходимость их совместимости как со сложившейся практикой (в том числе международной) ведения бизнеса, так и с действующей системой правового регулирования деятельности компаний различного уровня.
Вопросы взаимной ответственности бизнес-партнеров, перехода права собственности, исполнение финансовых обязательств, взаимодействие с фискальными и другими государственными структурами, урегулирование возникающих разногласий – все подобные вопросы должны быть учтены IT-специалистами при разработке технологических процессов будущей цифровой транспортной индустрии РФ.
Специфика, которую необходимо учитывать
– Однако, как правило, специалисты в области информационных технологий, обладая уникальными знаниями в этой сфере, не имеют прикладного опыта, например, по организации доставки грузов в международном сообщении…
– Верно. Как результат – уже появляющиеся разработки по цифровизации транспортных процессов, не учитывающие этой специфики, обладают рядом существенных недостатков.
Ситуация осложняется еще и тем, что к этой работе в ряде случаев привлекаются эксперты в области экспедирования, специализирующиеся на одном конкретном виде транспорта (например, железнодорожном или автомобильном). В итоге разрабатываются программные продукты, не учитывающие многообразия бизнес-решений, принимаемых экспедитором при организации
мультимодальных перевозок грузов, в первую очередь международных.
Как следствие – разрабатываемые цифровые технологии имеют ограниченную сферу применения и не отвечают поставленным комплексным задачам снижения финансовых, трудовых и иных затрат на всем пути прохождения груза от двери до двери.
Для повышения качества разработки цифровых технологий в области транспортно-экспедиторского бизнеса, да и в целом в области транспорта представляется целесообразным организовать подготовку как IT-специалистов, так и привлекаемых экспертов, имея в виду прикладной аспект цифровизации процессов организации межгосударственных перевозок. Это необходимо, чтобы при осуществлении работ по совершенствованию технологий в отдельных звеньях процесса специалисты могли наглядно представить себе объемно всю цепочку взаимодействия и нормативной базы процесса, получили комплексное представление о предмете.
Считаем целесообразным, чтобы специалисты тщательнее изучали регламенты Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА). И готовы оказать содействие.
Необходима единая методология
– А какие проблемы стоят в сфере правового регулирования транспортно-экспедиторской, да и в целом транспортной отрасли России?
– Здесь следует с сожалением констатировать, что существующая нормативная база не только не стимулирует развитие этого вида деятельности, но в ряде случаев создает дополнительные правовые барьеры для участников рынка в виде противоречий в толковании, правового вакуума и других проблем. Предполагалось, что начатая правительством России работа по сокращению числа правовых актов, регулирующих деятельность как экономики в целом, так и транспортной отрасли в рамках регуляторной гильотины, должна быть направлена в первую очередь на снятие таких барьеров.
Однако первые шаги в этом направлении показали, что при отсутствии единой методологии, четкого определения целей и методов их достижения эта работа может превратиться в очередную кампанию. Причем в итоге все это еще больше усугубит ситуацию.
В данном случае необходимо использовать преимущества системного подхода к решению этой проблемы. В частности, если говорить о действующем транспортном законодательстве, то, по нашему мнению, необходимо начать с его анализа, который должны проводить строго специалисты этой отрасли, а не представители общественности и политических партий.
Далее на основе результатов этого анализа уже определять цели и методы. Работа предстоит колоссальная, поскольку проблем много. Участвуя в работе комитетов на различных уровнях законодательной и исполнительной власти, представители экспедиторского сообщества отмечают, что каждая такая структура, а также представители каждого отдельного сегмента транспортной отрасли неоднозначно определяют даже понятийный аппарат транспортного процесса, его функции, а это основа, скелет нормативной базы.
Унификация, то есть приведение понятийного аппарата транспортного процесса, в том числе уставов перевозчиков, к однозначному пониманию их функций, обязанностей, ответственности, должна стать основой для совершенствования нормативной базы. Тогда и только тогда работа по созданию единой транспортной системы принесет свои положительные результаты.
А это и три взаимосвязанных между собой закона: «О транспортно-экспедиционной деятельности», «О смешанных перевозках» и «О транзите». Все они остаются в подвешенном состоянии. И многие вопросы, связанные с экспедиторской деятельностью, перевозками, в которых используются различные виды транспорта, а также транзита, пока не получили достаточного правого регулирования.
Беседовал Андрей Лазарев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.