+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.01.2022 10:46:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Будущее смарт-контрактов в логистике

Смарт-контракт (СК) – это программа (скрипт), направленная на автоматизацию бизнес-процесса. Сам код реплицируется на несколько узлов блокчейна, выполняется автономно и синхронно на всех узлах сети блокчейн. О том, какую роль смарт-контракты могут сыграть в трансформации логистического рынка, мы поговорили с генеральным директором Dilex Global, экспертом в области автоматизации бизнес-процессов Юрием Барабановым.
Будущее смарт-контрактов в логистике
 Как смарт-контракты применяют в логистических компаниях?

 – По существу, среда блокчейна предоставляет безопасность, сохранность и неизменяемость, в которой исполняется код СК, а сам СК является доверительным протоколом исполнения бизнес-процесса. В логистике смарт-контракты используются для:

– проведения аукционов среди поставщиков товаров и услуг, чтобы обеспечить независимое определение победителя и зафиксировать результаты торгов;
– контроля информационного обмена с объектами интернета вещей (IoT) и реагирования путем подачи сигнала в момент нарушения параметров объекта IoT, установленных в СК;
– организации электронного документооборота перевозочных документов (альтернатива использованию технологии цифровых подписей для фиксации каждого этапа процесса перевозки в блокчейн);
– проведения расчетов между заказчиком и исполнителем перевозки по факту ее исполнения в строгом соответствии с условиями оплаты по договору;
– автоматизации информационного обмена и последующего перемещения запасов в цепях поставок.

 – Какие задачи решаются с помощью смарт-контрактов?

 – Ценность смарт-контракта с применением технологии блокчейн заключается в обеспечении строгого следования заданной схеме бизнес-процесса, автономности выполнения алгоритма СК, прозрачности операций и, как следствие, возможности подтверждения достоверности событий.

Исходя из особенностей применения, смарт-контракты позволяют решать следующие задачи:

– построение бизнес-процессов без посредников, участники которых могут иметь разнонаправленные задачи;
– обеспечение безопасности и устойчивости функционирования цепей поставок;
– обеспечение прозрачности операций в цепи поставок без возможности внесения несанкционированных корректировок в данные;
– информирование участников логистических процессов о движении товаров и документов в цепях поставок.

 – Какие есть нерешенные на данный момент проблемы и ограничения использования смарт-контрактов в логистике?

 – Применение СК сдерживается развитием самой технологии блокчейна. Она сталкивается с проблемами масштабируемости, роста цены транзакции и недостаточной скорости у публичных блокчейнов, таких как Bitcoin или Ethereum. Для решения таких проблем, разрабатываются cross chain платформы (например, Polkadot, Cosmos, Thepower), где можно создавать отдельные блокчейны (их еще называют парачейн), которые взаимодействуют как друг с другом, так и с внешними сетями. Cross chain платформы решают «болячки» публичных блокчейн-сетей и дают возможность построения бизнес-приложений, таких как, например, Tradelens, ZIM, Provenance, Nyshex или Dilex Global. Бизнес-приложения взаимодействуют с клиентом как через СК внутри приложения, так и вовне с другими СК из окружения в сети. Это создает, в свою очередь, возможность построения нового Web 3.0, где рутинные процессы логистики можно безопасно передать на управление СК, который круглосуточно в автономном режиме будет отрабатывать заложенную в них логику.

 – Как в перспективе может развиваться применение блокчейн-технологий в логистике?

 – Блокчейн-технологии, как я упоминал, уже частично используются в логистике в рамках частных решений для прослеживаемости в цепях поставок и международных морских перевозках.

В краткосрочной перспективе транспортная отрасль может перейти к применению блокчейна в следующих областях:

– торги поставщиков ресурсов (товарные аукционы, аукционы ставок фрахта за перевозку и т. д.);
– передача данных этапов доставки,
– автоматизация расчетов между участниками цепей поставок;
– контроль и управление объектами IoT (датчики, электронные пломбы, системы отслеживания);
– контроль и управление электронным документооборотом перевозочных документов.

В более отдаленной перспективе применение блокчейн-технологии возможно для:

– контроля за грузовиками с автопилотами, управления данными по такой перевозке;
– контроля и управления мультимодальных перевозок;
– электронного документооборота перевозочных документов в одной перевозке любыми видами транспорта.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions