+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.02.2020 14:29:46
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Большие возможности RFID тянут за собой высокие цены

Производители и дистрибьюторы RFID-технологий возлагали большие надежды на расширение российского рынка в связи с введением обязательной маркировки. Однако чуда не случилось. Несмотря на успешный западный опыт, российские производители и ритейлеры продолжают перетягивать канат ответственности за то, кому вводить данную технологию в свою работу первыми. О том, как строится рынок RFID-меток, нам рассказал генеральный директор компании «Jungheinrich Россия» Алексей Макарьев.
Большие возможности RFID тянут за собой высокие цены
 
– Какие факторы создали базу для использования RFID-технологий?

– В эпоху глобализации производства находятся в состоянии перемен. Определяющий фактор – формирование Индустрии 4.0. Необходимо управлять глобальными цепями поставок быстро, надежно, с низкими затратами и экологически безопасно поставлять комплектующие на умные заводы. Поэтому промышленность и автомобилестроение на всех этапах логистической цепи по праву также требуют умных, перспективных логистических решений, основанных на высоких технологиях.

Так как для решения поставленной задачи необходимо минимизировать участие человека в складских операциях, то выбор был сделан в пользу радиочастотной идентификации. С помощью данной технологии выполнить инвентаризацию можно будет за несколько часов, обойдя весь склад и просканировав каждую зону на наличие товара. Используя технологию, можно обнаружить необходимый, пропавший или перемещенный товар, отследить срок его хранения. Во многих отраслях промышленности все большее число организаций во всем мире рассматривают возможность внедрения данной системы в качестве средства для улучшения эффективности и прозрачности их бизнеса.

– Как может применяться технология в логистических процессах?

– Важным преимуществом применения RFID является его использование в качестве инструмента для повышения видимости объектов в цепочке поставок. С помощью данной технологии есть возможность отслеживать информацию о продукте в режиме реального времени, чтобы лучше контролировать запасы и реагировать на изменения. RFID-технология позволяет значительно уменьшить трудовые ресурсы и свести к минимуму ошибки операторов, тем самым сократив время выполнения складских операций. Самое важное то, что вследствие всех этих факторов укрепляется отношение клиента путем предоставления более качественных услуг за меньшее время.

– Какие функции используются наиболее часто?

– В первую очередь, это идентификация товара вместо классических бар-кодов и QR-кодов. Для этого могут применяться мобильные ридеры, считыватели, встроенные в саму технику, ворота, рамки на конвейерной ленте или стеллажи.

Возможности для ручной или автоматической идентификации практически неограничены.

Также мы используем RFID для навигации узкопроходной техники в межстеллажном канале, ограничения высоты подъема мачты и скорости движения по зонам и др. Технология позволяет, к примеру, реализовать полуавтоматический подъезд к ячейке хранения. Суть в том, что штабелер получает задание от WMS (системы управления складом), оператор просто жмет на газ и техника автоматически остановится напротив нужной ячейки. Настройки скорости передвижения оптимизируются в соответствии с особенностями и условиями стеллажных проходов.

Еще одна сфера применения RFID технологии – реализация бесключевого доступа к технике. В отличие от стандартных универсальных ключей, индивидуальные RFID-карточки позволяют точно разграничить доступ того или иного оператора к каждому погрузчику в отдельности или категории, а в случае с интеграции в систему Fleet Management –видеть всю статистику эксплуатации: журнал учета рабочего времени, наработку техники, отчеты об аварийных случаях, анализ производительности. Это позволяет компаниям в разы увеличить безопасность, повысить дисциплину операторов и сократить расходы на аварийный ремонт.

– А разве у RFID-меток не возникает конфликтов при обмене данными с WMS?

– Действительно, в большинстве случаев они говорят на разных языках с WMS-системой. Необходимо специально разработанное программное обеспечение, которое устанавливается на терминал радиоданных и выполняет функции центра связи, а также конвертации передаваемых данных. WMS посылает задания на перемещение только на логистический интерфейс, а он, в свою очередь, обеспечивает точную трансляцию команды машинам.

Стандартно логистический интерфейс применяется в навигации по складу с широкими и узкими проходами, а также в комплексе с RFID-технологией при использовании автоматических сканеров и навигаторов. Кроме того, с WMS можно объединять стеллажи-лифты, карусельные стеллажи и шаттловую систему Under Pallet Carrier. В случае автоматически управляемой техники логистический интерфейс допускает, наряду с WMW-интеграцией, также интеграцию в складскую периферию, расширенный алгоритм процесса и графическое управление заказами. Существуют самые разные варианты интеграции с WMS, например передача файлов, TCP/IP, Telnet и многое другое. Но возможно использование и во встречном направлении. Это значит, что логистический интерфейс может отправлять ответные сообщения в WMS быстро и легко.

– Насколько эта технология распространена в России? Какие у нее перспективы?

– Распространена слабо, если мы говорим в общем объеме, однако активно распространяется по мере модернизации компаний. Сегмент fashion активнее остальных внедряет RFID-технологию идентификации (в частности, этим занимаются Decathlon, Adidas и др.). "Утконос", осуществляя доставку товаров на дом, использует перезаписываемые RFID-метки при комплектации заказов на своем складе. Издательства и книжный ритейл уже довольно давно маркируют изделия RFID в том числе для защиты в физических магазинах.

– Какие возможности технологии еще не используются в логистике, но могут быть полезными?

– RFID-технология действительно помогает существенно – более чем на порядок – сократить временные и трудозатраты на такие операции, как приемка, комплектация, инвентаризация и отгрузка товара. Как показывает практика, именно эти процессы являются проблемной зоной на складе. Кроме того, существенно снижается влияние так называемого человеческого фактора, связанного с недобросовестным выполнением обязанностей работников склада, как при ведении учета, так и при размещении товаров на складе, комплектации заказов и пр.

Особенно интересным представляется метки типа RW, пригодные для перезаписи информации. Это позволит, во-первых, фиксировать всю историю транзакций данного товара, а во-вторых – использовать одну и ту же метку многократно. К тому же в сфере логистики и транспортировки грузов стоимость радиочастотной метки может оказаться совершенно незначительной по сравнению со стоимостью содержимого контейнера. Поэтому для крупных складов, в том числе и в супермаркетах, вполне целесообразно начать использование RFID с применения радиочастотных меток на упаковочных ящиках, паллетах и контейнерах.

– Почему RFID не распространена среди российских ритейлеров?

– Конечно, отрасль тормозит отсутствие единых стандартов. Важно и то, что стоимость метки кратно превосходит бар-коды и QR-этикетки. Но стоит отметить, что стоимость ридеров (которые обычно могут выполнять и функцию перезаписи) того же порядка, что и считывателей штрихкодов. Более того, в настоящее время существуют комбинированные считыватели штрих- и RFID-меток. Хотя стоит помнить, что штрихкод можно изготовить самостоятельно.

Сейчас сохраняется сложность в том, что механическое повреждение метки делает идентификацию невозможной. Но, пожалуй, главной причиной остается то, что техническая база в цепи поставок ритейлеров пока ориентирована на штрихкоды. Для перехода на RFID потребуется менять всю инфраструктуру сетей, а это длительный поэтапный процесс с узкими местами и рисками. Такое решение должно быть тщательно взвешенно бизнесом и зафиксировано в долгосрочном плане развития компании.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions