+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.01.2023 12:30:00
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

ВШЭ: импортозамещение – это не способ сокращения импорта в экономике

В результате импортозамещения доля импорта в структуре экономики может даже в какой-то степени увеличиться, об этом на круглом столе «Импортозависимость, импортозамещение и импортоопережение в российской промышленности: реальное состояние и перспективы глазами бизнеса» рассказал Юрий Симачев, директор Центра исследований структурной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Политику импортозамещения в сфере автомобилестроения, авиастроения, легкой промышленности и электроники реализовали множество стран, однако Россия сейчас идет по особенному пути. В новой российской реальности импортозамещение идет на фоне санкций, а оно решает совсем другие задачи, говорит Ю. Симачев.

«Ранее ставили на ограничение входа иностранных товаров на российский рынок и так развивали компании и привлекали иностранных инвесторов. Сейчас же все идет в обратную сторону: иностранцы сами уходят из России», – говорит он.

Прямые иностранные инвестиции, которые ранее выполняли роль драйверов импортозамещения, остановились. Поэтому сейчас в качестве основной мотивации замещения импорта называется не диверсификация экономики, а ее устойчивость, а также восполнение провалов в технологической цепочке, добавляет Ю. Симачев. Россия сейчас может и даже должна использовать опыт не Малайзии и Японии, а ЮАР и Ирана, эти страны тоже развивали экономики в условиях ограничений, говорит он.

«Важно понимать, что внутри экономики одной страны невозможно выстроить все отрасли самостоятельно, все равно потребуется взаимодействие с внешним миром, импорт в научно-технической и других областях», – говорит Ю. Симачев. Импортозамещение – это не способ сокращения импорта в экономике, наоборот, это способ изменения структуры импорта, а также сдвиг в сторону более сложных видов производства, настаивает эксперт.

«То есть доля импорта в структуре экономики России в результате импортозамещения может даже в какой-то степени увеличиться, но мы при этом научимся производить и экспортировать гораздо больше сложные товары, чем ранее. Важно научиться делать сложную продукцию внутри страны и увеличивать объемы ее выпуска», – говорит Ю. Симачев.

Успешным в российской промышленности стало замещение импорта в АПК и деревообработке, но в России импортозамещение получается в относительно простых и дальних от технологической границы отраслях, а в более сложных – проблемы, рассуждает эксперт. Но зависимость от импорта глобально сама по себе не столь критична, главное – это возможность или полностью отказаться от импорта, или найти ему альтернативу. Переход на импорт с более низкими политическими рисками – все равно зависимость, потому что политика меняется, а Россия сейчас крайне зависима от импортных поставок из стран с разным уровнем политических рисков. Машиностроение и ИT-сфера уже крайне зависят от поставок из недружественных стран. Поэтому большинство отраслей российской экономики мигрировали в сектор более низких рисков, от стран недружественных к относительно дружественным. «Но главное – зависимость не от импорта комплектующих, а от импорта машин, оборудования, технологий», – продолжает эксперт.

В некоторых отраслях экономики зависимость от импорта, наоборот, усиливалась при замещении, так произошло в сегменте продуктов питания, говорит эксперт. Потому что государство, внедряя импортозамещение, решало не вопросы технологического отставания, а вопросы занятости населения. Традиционно импортозамещение двигает малый и средний бизнес, но из-за политики в отношении малых предприятий эти субъекты экономики работают, как правило, вне цепочек субподряда. «Так что рассчитывать, что малый бизнес сможет быстро закрыть пустующие ниши, не стоит», – резюмирует Ю. Симачев.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions