• Ставка на полувагон
    2300
    10 %
    руб./сут.
    Февраль 2023
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 77.09 0 EUR ЦБ РФ 83.76 0
    BTC 28403.67 usd BTC 2204124.79 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.01.2023 12:30:00
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

ВШЭ: импортозамещение – это не способ сокращения импорта в экономике

В результате импортозамещения доля импорта в структуре экономики может даже в какой-то степени увеличиться, об этом на круглом столе «Импортозависимость, импортозамещение и импортоопережение в российской промышленности: реальное состояние и перспективы глазами бизнеса» рассказал Юрий Симачев, директор Центра исследований структурной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
ВШЭ: импортозамещение – это не способ сокращения импорта в экономике
Политику импортозамещения в сфере автомобилестроения, авиастроения, легкой промышленности и электроники реализовали множество стран, однако Россия сейчас идет по особенному пути. В новой российской реальности импортозамещение идет на фоне санкций, а оно решает совсем другие задачи, говорит Ю. Симачев.

«Ранее ставили на ограничение входа иностранных товаров на российский рынок и так развивали компании и привлекали иностранных инвесторов. Сейчас же все идет в обратную сторону: иностранцы сами уходят из России», – говорит он.

Прямые иностранные инвестиции, которые ранее выполняли роль драйверов импортозамещения, остановились. Поэтому сейчас в качестве основной мотивации замещения импорта называется не диверсификация экономики, а ее устойчивость, а также восполнение провалов в технологической цепочке, добавляет Ю. Симачев. Россия сейчас может и даже должна использовать опыт не Малайзии и Японии, а ЮАР и Ирана, эти страны тоже развивали экономики в условиях ограничений, говорит он.

«Важно понимать, что внутри экономики одной страны невозможно выстроить все отрасли самостоятельно, все равно потребуется взаимодействие с внешним миром, импорт в научно-технической и других областях», – говорит Ю. Симачев. Импортозамещение – это не способ сокращения импорта в экономике, наоборот, это способ изменения структуры импорта, а также сдвиг в сторону более сложных видов производства, настаивает эксперт.

«То есть доля импорта в структуре экономики России в результате импортозамещения может даже в какой-то степени увеличиться, но мы при этом научимся производить и экспортировать гораздо больше сложные товары, чем ранее. Важно научиться делать сложную продукцию внутри страны и увеличивать объемы ее выпуска», – говорит Ю. Симачев.

Успешным в российской промышленности стало замещение импорта в АПК и деревообработке, но в России импортозамещение получается в относительно простых и дальних от технологической границы отраслях, а в более сложных – проблемы, рассуждает эксперт. Но зависимость от импорта глобально сама по себе не столь критична, главное – это возможность или полностью отказаться от импорта, или найти ему альтернативу. Переход на импорт с более низкими политическими рисками – все равно зависимость, потому что политика меняется, а Россия сейчас крайне зависима от импортных поставок из стран с разным уровнем политических рисков. Машиностроение и ИT-сфера уже крайне зависят от поставок из недружественных стран. Поэтому большинство отраслей российской экономики мигрировали в сектор более низких рисков, от стран недружественных к относительно дружественным. «Но главное – зависимость не от импорта комплектующих, а от импорта машин, оборудования, технологий», – продолжает эксперт.

В некоторых отраслях экономики зависимость от импорта, наоборот, усиливалась при замещении, так произошло в сегменте продуктов питания, говорит эксперт. Потому что государство, внедряя импортозамещение, решало не вопросы технологического отставания, а вопросы занятости населения. Традиционно импортозамещение двигает малый и средний бизнес, но из-за политики в отношении малых предприятий эти субъекты экономики работают, как правило, вне цепочек субподряда. «Так что рассчитывать, что малый бизнес сможет быстро закрыть пустующие ниши, не стоит», – резюмирует Ю. Симачев.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Итоги X Конкурса студенческих работ на тематику журнала
    На портале РЖД-Партнер.ру опубликованы работы победителей X Конкурса студенческих работ на тематику журнала. Напомним, что соревнование молодых специалистов состоялось в прошлом году, и его итоги по традиции были оглашены в Москве на пленарной сессии XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Материалы доступны по ссылке.
  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions