Политику импортозамещения в сфере автомобилестроения, авиастроения, легкой промышленности и электроники реализовали множество стран, однако Россия сейчас идет по особенному пути. В новой российской реальности импортозамещение идет на фоне санкций, а оно решает совсем другие задачи, говорит Ю. Симачев.
«Ранее ставили на ограничение входа иностранных товаров на российский рынок и так развивали компании и привлекали иностранных инвесторов. Сейчас же все идет в обратную сторону: иностранцы сами уходят из России», – говорит он.
Прямые иностранные инвестиции, которые ранее выполняли роль драйверов импортозамещения, остановились. Поэтому сейчас в качестве основной мотивации замещения импорта называется не диверсификация экономики, а ее устойчивость, а также восполнение провалов в технологической цепочке, добавляет Ю. Симачев. Россия сейчас может и даже должна использовать опыт не Малайзии и Японии, а ЮАР и Ирана, эти страны тоже развивали экономики в условиях ограничений, говорит он.
«Важно понимать, что внутри экономики одной страны невозможно выстроить все отрасли самостоятельно, все равно потребуется взаимодействие с внешним миром, импорт в научно-технической и других областях», – говорит Ю. Симачев. Импортозамещение – это не способ сокращения импорта в экономике, наоборот, это способ изменения структуры импорта, а также сдвиг в сторону более сложных видов производства, настаивает эксперт.
«То есть доля импорта в структуре экономики России в результате импортозамещения может даже в какой-то степени увеличиться, но мы при этом научимся производить и экспортировать гораздо больше сложные товары, чем ранее. Важно научиться делать сложную продукцию внутри страны и увеличивать объемы ее выпуска», – говорит Ю. Симачев.
Успешным в российской промышленности стало замещение импорта в АПК и деревообработке, но в России импортозамещение получается в относительно простых и дальних от технологической границы отраслях, а в более сложных – проблемы, рассуждает эксперт. Но зависимость от импорта глобально сама по себе не столь критична, главное – это возможность или полностью отказаться от импорта, или найти ему альтернативу. Переход на импорт с более низкими политическими рисками – все равно зависимость, потому что политика меняется, а Россия сейчас крайне зависима от импортных поставок из стран с разным уровнем политических рисков. Машиностроение и ИT-сфера уже крайне зависят от поставок из недружественных стран. Поэтому большинство отраслей российской экономики мигрировали в сектор более низких рисков, от стран недружественных к относительно дружественным. «Но главное – зависимость не от импорта комплектующих, а от импорта машин, оборудования, технологий», – продолжает эксперт.
В некоторых отраслях экономики зависимость от импорта, наоборот, усиливалась при замещении, так произошло в сегменте продуктов питания, говорит эксперт. Потому что государство, внедряя импортозамещение, решало не вопросы технологического отставания, а вопросы занятости населения. Традиционно импортозамещение двигает малый и средний бизнес, но из-за политики в отношении малых предприятий эти субъекты экономики работают, как правило, вне цепочек субподряда. «Так что рассчитывать, что малый бизнес сможет быстро закрыть пустующие ниши, не стоит», – резюмирует Ю. Симачев.
Автор: Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.