+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.10.2025 13:37:17
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Востребованы в транспортной отрасли: инженеры ищут работу

В транспортном и железнодорожном сегментах нужны как кадры с инженерными компетенциями, связанными с эксплуатацией и безопасностью транспортной системы, так и в новых профилях, ориентированных на цифровизацию, автоматизацию и экологическую устойчивость.
Востребованы в транспортной отрасли: инженеры ищут работу

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ изучил социально-демографический портрет соискателей инженерных специальностей в РФ по более чем 34 тыс. резюме на портале «Работа в России».

Реальные интересы и потребности

Авторы резюме, которые указали конкретную специализацию, чаще всего рассматривают работу инженера производственно-технического отдела (12%), технолога (9%), механика (7%), инженера-строителя (около 6%), конструктора и энергетика (по 5%). Наиболее популярные позиции меняются в зависимости от возраста соискателя. Так, в категории старше 50 лет преобладает запрос на вакансию инженера по эксплуатации, а наименее они заинтересованы в должности инженера-программиста, эколога и проектировщика. Среди соискателей до 30 лет, наоборот, спросом пользуются такие позиции, как инженер-конструктор, проектировщик, эколог и программист.

Сегодня в сфере транспорта и железных дорог особенно ценятся инженеры, которые умеют поддерживать работу всей системы и при этом разбираются в современных технологиях. Железнодорожным компаниям нужны специалисты двух типов. Первые – это опытные инженеры, которые следят за исправностью оборудования и обеспечивают безопасность перевозок. Вторые – это специалисты нового поколения, которые внедряют цифровые технологии, автоматизируют процессы и заботятся об экологичности транспорта.

«На первом плане остаются инженеры путевого хозяйства, проектировщики и конструкторы, занимающиеся строительством и модернизацией железнодорожной сети, мостов и тоннелей. Востребованы инженеры-механики и инженеры по эксплуатации подвижного состава, так как именно они обеспечивают надежность работы локомотивов и вагонов, снижение простоев и эффективность технического обслуживания», – говорит Алексей Лерон, к. э. н., независимый эксперт железнодорожной отрасли.

Работодатели активно ищут инженеров-электриков и специалистов по автоматике, которые отвечают за работу систем электроснабжения, сигнализации и связи. С развитием цифровых технологий в управлении движением особенно востребованы инженеры-автоматизаторы, IT-специалисты и программисты. Они помогают внедрять искусственный интеллект, создавать цифровые модели оборудования и системы, которые заранее предупреждают о возможных поломках. Все чаще требуются инженеры-проектировщики – они разрабатывают и воплощают масштабные проекты по развитию транспортной инфраструктуры. Растет потребность и в инженерах-экологах: они следят за тем, чтобы работа транспорта соответствовала современным экологическим стандартам и принципам устойчивого развития.

«Дефицит инженерных кадров сегодня есть везде, и Ж/д отрасль – не исключение. Одной из главных причин является не столько качество образования, сколько неспособность отрасли удержать подготовленных специалистов. Проблема не в том, что специалистов нет, а в том, что отрасль зачастую не может предложить им достаточно привлекательных условий», – говорит член Центрального Совета независимого профсоюза «Новый Труд» Анатолий Баранов.

Разрыв интересов и потребностей

Между тем практика подбора инженеров в транспортной отрасли во многом совпадает с портретами из исследования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: среди кандидатов преобладает доля специалистов с высшим образованием и существенным опытом работы. Именно такие инженеры чаще всего востребованы на ключевых инфраструктурных позициях.

«Российские инженеры – это профессионалы высокого класса, которые успешно решают сложные технические задачи, особенно важные для работы и развития транспорта, – отмечает HR-бизнес-партнер Елена Поплавская. – Однако есть серьезная проблема: молодых специалистов приходит недостаточно. Количество начинающих инженеров без опыта критически мало́. Интересно, что молодежь больше привлекает работа в сфере проектирования, информационных технологий и экологической инженерии. На такие позиции конкурс высокий. А вот вакансии, связанные с обслуживанием инфраструктуры, снабжением или технической поддержкой, привлекают гораздо меньше соискателей».

Таким образом, в транспортной отрасли кадровый ресурс представлен сильными специалистами с опытом, однако существует дисбаланс между интересами молодых инженеров и реальными потребностями отрасли в обеспечении надежной работы инфраструктуры.

«Существует некий эйджизм, который затрудняет профессиональную реализацию возрастных специалистов. Но что делать, если молодые и образованные не выстраиваются в очередь на вакансии, которые предлагает отрасль? Видимо, гибкость и способность к адаптации должны демонстрировать обе стороны – и соискатель, и работодатель», – добавляет А. Баранов.

Запрос транспортной отрасли к современному инженеру можно сформулировать достаточно просто: это должен быть универсальный специалист, сочетающий техническую экспертизу с цифровыми, коммуникативными и адаптивными навыками.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions