+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.10.2019 13:19:16
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Цифровизация таможни: последствия для бизнеса

Цифровизация таможни в рамках Стратегии-2020 вышла в финальную стадию. Основные итоги реализации стратегии – внедрение удаленного выпуска товаров, авторегистрации и автовыпуска товаров, развитие центров электронного декларирования и электронной таможни. Также был запущен сервис личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В конце 2016 года была введена система категорирования участников ВЭД и откорректирована работа системы управления рисками. В конце 2018-го была внедрена система единого лицевого счета для взаимодействия с органами при оплате таможенных платежей.
В настоящее время информационные ресурсы Федеральной таможенной службы (ФТС) России включают в себя 69 баз данных и 81 программное средство. По данным ФТС, 99,9% деклараций оформляются в электронном виде. Важной составляющей в развитии транспортных коридоров является цифровизация процедуры транзита. Возможность подачи транзитной декларации в электронном виде реализуется с 2017 года, в 2019-м оформлено более 600 тыс. электронных транзитных деклараций.

По итогам 9 месяцев 2019 года авторегистрация составила при импорте 34,4 %, при экспорте – 86,6%, автовыпуск при импорте – 28,1%, при экспорте – 44%. Однако если авторегистрация доступна для всех, то автовыпуск возможен только для низкорисковых участников ВЭД. С 2017 года, когда стратегия категорирования получила наибольшее развитие, прирост составляет около 10% в год. В 2019-м было зарегистрировано 9053 участника. При этом портфель участников ВЭД растет на соотносимую величину. Действительно, на низскорисковых участников ВЭД приходится более 60% декларационного массива и до 80% взимаемых таможенных платежей.

Однако в течение 3 лет процент низкорисковых участников ВЭД практически не претерпевает изменений. Он находится в диапазоне 7–8% от общего числа участников ВЭД. При этом 82,5% составляют среднерисковые участники ВЭД. На сегодняшний день это более 97 тыс. хозяйственных субъектов. Высокорисковая категория занимает 9,5%, это 10,8 тыс. участников.

По отчетам ФТС, крупный корпоративный бизнес, в том числе с государственным участием, представляет 51% (около 4,5 тыс.) низскорисковых участников, то есть компании, годовые обороты которых составляют более 2 млрд руб. 9% приходится на средний бизнес – от 800 млн руб., на малые предприятия приходится порядка 24,5%, на микропредприятия (до 120 млн руб.) – 15,6%.

О практическом применении новых возможностей рассказал генеральный директор таможенного брокера и логистического оператора полного цикла «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло: «Мы попытались проанализировать на нашем клиентском портфеле результаты цифровизации таможни. У нас проходит более 800 клиентов и более 1 тыс. деклараций ежемесячно. Результаты нашего исследования распределились примерно так: около 1% наших клиентов, из числа крупного корпоративного бизнеса, пользуются преференциями автовыпуска. С остальными все не так радужно. У нас всего 6,5% деклараций за 2019 год выпустились в автоматическом режиме, а 67% – в стандартном режиме, даже без авторегистрации. Авторегистрацией воспользовались только в 26% случаев».

В 2019 году произошел практически двукратный скачок концентрации декларационного массива в центрах  электронного декларирования (ЦЭД), он вырос до 60%. В 2020-м поставлен порог в 80% деклараций, которые должны быть зарегистрированы в ЦЭД. Однако, по словам Г. Властопуло, бизнес сталкивается с рядом сложностей, которые снижают эффективность ЦЭД. Он отмечает, что на практике отсутствуют должные каналы связи. При иерархической вертикальной системе связи, если на уровне ФТС что-то начинает сбоить, процесс таможенного декларирования приостанавливается ровно на срок, пока не будут устранены технические проблемы. Г. Властопуло подчеркнул и противоречивость отсутствия необходимости общаться с инспекторским составом: «Мы рады, что исчезла коррупционная составляющая. Однако палка всегда о двух концах, и у нас также пропала возможность объективно защищать свою позицию, если со стороны таможни будут дополнительные вопросы. Горячая линия и hot e-mail не дают достаточную обратную реакцию». Эксперт заметил также, что компания сталкивается с недостаточностью штатного состава и неадекватной профессиональной компетентностью инспекторов. Кроме того, сохраняются ограничения в работе ЦЭД по региональному признаку. Несмотря на идею о подаче заявления на любой пост таможенного контроля, все равно существует привязка ЦЭД к таможенным постам. Также для ЦЭД ограничены режимы декларирования, они работают в основном на импорт и экспорт, а сложные режимы компании вынуждены декларировать на постах контроля. Кроме того, сохраняются сложности координации при контрольных мерах. К примеру, если необходимо предоставить фитосертификат на бумажном носителе, его необходимо передать через инспектора поста таможенного контроля. Г. Властопуло поделился статистическими данными компании: «Для всех категорий в Авиационном ЦЭД за 2 ч мы выпускаем всего 3,5% деклараций, а для 75% выпуск занимает свыше 8 ч. Ранее мы выпускались в пределах 4 ч, а теперь – 2 дня. Это факт. В Московском областном ЦЭД также основной массив (47%) – свыше 8 ч. ФТС заявляет, что средний срок выпуска таможенной декларации на территории РФ за 2018–2019 гг. составляет 2,4 ч, а наша собственная статистика показывает: для Авиационного ЦЭД – 27 рабочих часов, для ЦЭД МОТ – 20,3 ч».

5 сентября 2019 года руководитель ФТС России Владимир Булавин на Восточном экономическом форуме анонсировал Стратегию развития таможенной службы до 2030 года: «Заложенный в основу Стратегии-2030 подход сформирован с учетом опыта международного сотрудничества, практики регулярного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и бизнес-сообществом, а также достигнутого уровня развития цифровых таможенных технологий».

Г. Властопуло озвучил ключевые пункты, выполнение которых сделает взаимодействие бизнеса и таможни комфортным процессом для обеих сторон: «Мне кажется необходимой обоюдная финансовая ответственность таможенных органов и участников процесса за наступление рисков несвоевременного оформления. В случае продления сроков нельзя перекладывать всю ответственность на логистических и таможенных операторов. Также большим шагом будет исключение региональной привязки при декларировании в ЦЭД для всех категорий участников ВЭД. Распределение декларационного массива может идти, например, в привязке к региону налогоплательщика. Мы бы хотели увидеть раскрытие критериев и уровней категорирования участников ВЭД. Сегодня же необходимо вступить в Хартию добросовестных участников ВЭД, чтобы увидеть в личном кабинете, какую категорию присвоили организации. Конечно, ждем полного исключения бумажного документооборота и перехода на электронные формы документов. И из области лирического отмечу раскрытие СУР или снижение количества критериев оценки риска, а также отмену действия приказа № 280. Почему я считаю, что это нужно делать? Сегодня любой участник ВЭД под электронным колпаком в плане информации, ФТС активно взаимодействует с Федеральной налоговой службой. Пора, наверное, доверять бизнесу и воспринимать нас как полноценных участников построения цифровой экономики».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions