В настоящее время информационные ресурсы Федеральной таможенной службы (ФТС) России включают в себя 69 баз данных и 81 программное средство. По данным ФТС, 99,9% деклараций оформляются в электронном виде. Важной составляющей в развитии транспортных коридоров является цифровизация процедуры транзита. Возможность подачи транзитной декларации в электронном виде реализуется с 2017 года, в 2019-м оформлено более 600 тыс. электронных транзитных деклараций.
По итогам 9 месяцев 2019 года авторегистрация составила при импорте 34,4 %, при экспорте – 86,6%, автовыпуск при импорте – 28,1%, при экспорте – 44%. Однако если авторегистрация доступна для всех, то автовыпуск возможен только для низкорисковых участников ВЭД. С 2017 года, когда стратегия категорирования получила наибольшее развитие, прирост составляет около 10% в год. В 2019-м было зарегистрировано 9053 участника. При этом портфель участников ВЭД растет на соотносимую величину. Действительно, на низскорисковых участников ВЭД приходится более 60% декларационного массива и до 80% взимаемых таможенных платежей.
Однако в течение 3 лет процент низкорисковых участников ВЭД практически не претерпевает изменений. Он находится в диапазоне 7–8% от общего числа участников ВЭД. При этом 82,5% составляют среднерисковые участники ВЭД. На сегодняшний день это более 97 тыс. хозяйственных субъектов. Высокорисковая категория занимает 9,5%, это 10,8 тыс. участников.
По отчетам ФТС, крупный корпоративный бизнес, в том числе с государственным участием, представляет 51% (около 4,5 тыс.) низскорисковых участников, то есть компании, годовые обороты которых составляют более 2 млрд руб. 9% приходится на средний бизнес – от 800 млн руб., на малые предприятия приходится порядка 24,5%, на микропредприятия (до 120 млн руб.) – 15,6%.
О практическом применении новых возможностей рассказал генеральный директор таможенного брокера и логистического оператора полного цикла «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло: «Мы попытались проанализировать на нашем клиентском портфеле результаты цифровизации таможни. У нас проходит более 800 клиентов и более 1 тыс. деклараций ежемесячно. Результаты нашего исследования распределились примерно так: около 1% наших клиентов, из числа крупного корпоративного бизнеса, пользуются преференциями автовыпуска. С остальными все не так радужно. У нас всего 6,5% деклараций за 2019 год выпустились в автоматическом режиме, а 67% – в стандартном режиме, даже без авторегистрации. Авторегистрацией воспользовались только в 26% случаев».
В 2019 году произошел практически двукратный скачок концентрации декларационного массива в центрах электронного декларирования (ЦЭД), он вырос до 60%. В 2020-м поставлен порог в 80% деклараций, которые должны быть зарегистрированы в ЦЭД. Однако, по словам Г. Властопуло, бизнес сталкивается с рядом сложностей, которые снижают эффективность ЦЭД. Он отмечает, что на практике отсутствуют должные каналы связи. При иерархической вертикальной системе связи, если на уровне ФТС что-то начинает сбоить, процесс таможенного декларирования приостанавливается ровно на срок, пока не будут устранены технические проблемы. Г. Властопуло подчеркнул и противоречивость отсутствия необходимости общаться с инспекторским составом: «Мы рады, что исчезла коррупционная составляющая. Однако палка всегда о двух концах, и у нас также пропала возможность объективно защищать свою позицию, если со стороны таможни будут дополнительные вопросы. Горячая линия и hot e-mail не дают достаточную обратную реакцию». Эксперт заметил также, что компания сталкивается с недостаточностью штатного состава и неадекватной профессиональной компетентностью инспекторов. Кроме того, сохраняются ограничения в работе ЦЭД по региональному признаку. Несмотря на идею о подаче заявления на любой пост таможенного контроля, все равно существует привязка ЦЭД к таможенным постам. Также для ЦЭД ограничены режимы декларирования, они работают в основном на импорт и экспорт, а сложные режимы компании вынуждены декларировать на постах контроля. Кроме того, сохраняются сложности координации при контрольных мерах. К примеру, если необходимо предоставить фитосертификат на бумажном носителе, его необходимо передать через инспектора поста таможенного контроля. Г. Властопуло поделился статистическими данными компании: «Для всех категорий в Авиационном ЦЭД за 2 ч мы выпускаем всего 3,5% деклараций, а для 75% выпуск занимает свыше 8 ч. Ранее мы выпускались в пределах 4 ч, а теперь – 2 дня. Это факт. В Московском областном ЦЭД также основной массив (47%) – свыше 8 ч. ФТС заявляет, что средний срок выпуска таможенной декларации на территории РФ за 2018–2019 гг. составляет 2,4 ч, а наша собственная статистика показывает: для Авиационного ЦЭД – 27 рабочих часов, для ЦЭД МОТ – 20,3 ч».
5 сентября 2019 года руководитель ФТС России Владимир Булавин на Восточном экономическом форуме анонсировал Стратегию развития таможенной службы до 2030 года: «Заложенный в основу Стратегии-2030 подход сформирован с учетом опыта международного сотрудничества, практики регулярного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и бизнес-сообществом, а также достигнутого уровня развития цифровых таможенных технологий».
Г. Властопуло озвучил ключевые пункты, выполнение которых сделает взаимодействие бизнеса и таможни комфортным процессом для обеих сторон: «Мне кажется необходимой обоюдная финансовая ответственность таможенных органов и участников процесса за наступление рисков несвоевременного оформления. В случае продления сроков нельзя перекладывать всю ответственность на логистических и таможенных операторов. Также большим шагом будет исключение региональной привязки при декларировании в ЦЭД для всех категорий участников ВЭД. Распределение декларационного массива может идти, например, в привязке к региону налогоплательщика. Мы бы хотели увидеть раскрытие критериев и уровней категорирования участников ВЭД. Сегодня же необходимо вступить в Хартию добросовестных участников ВЭД, чтобы увидеть в личном кабинете, какую категорию присвоили организации. Конечно, ждем полного исключения бумажного документооборота и перехода на электронные формы документов. И из области лирического отмечу раскрытие СУР или снижение количества критериев оценки риска, а также отмену действия приказа № 280. Почему я считаю, что это нужно делать? Сегодня любой участник ВЭД под электронным колпаком в плане информации, ФТС активно взаимодействует с Федеральной налоговой службой. Пора, наверное, доверять бизнесу и воспринимать нас как полноценных участников построения цифровой экономики».
Автор: Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.