+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.10.2019 13:19:16
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Цифровизация таможни: последствия для бизнеса

Цифровизация таможни в рамках Стратегии-2020 вышла в финальную стадию. Основные итоги реализации стратегии – внедрение удаленного выпуска товаров, авторегистрации и автовыпуска товаров, развитие центров электронного декларирования и электронной таможни. Также был запущен сервис личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В конце 2016 года была введена система категорирования участников ВЭД и откорректирована работа системы управления рисками. В конце 2018-го была внедрена система единого лицевого счета для взаимодействия с органами при оплате таможенных платежей.
В настоящее время информационные ресурсы Федеральной таможенной службы (ФТС) России включают в себя 69 баз данных и 81 программное средство. По данным ФТС, 99,9% деклараций оформляются в электронном виде. Важной составляющей в развитии транспортных коридоров является цифровизация процедуры транзита. Возможность подачи транзитной декларации в электронном виде реализуется с 2017 года, в 2019-м оформлено более 600 тыс. электронных транзитных деклараций.

По итогам 9 месяцев 2019 года авторегистрация составила при импорте 34,4 %, при экспорте – 86,6%, автовыпуск при импорте – 28,1%, при экспорте – 44%. Однако если авторегистрация доступна для всех, то автовыпуск возможен только для низкорисковых участников ВЭД. С 2017 года, когда стратегия категорирования получила наибольшее развитие, прирост составляет около 10% в год. В 2019-м было зарегистрировано 9053 участника. При этом портфель участников ВЭД растет на соотносимую величину. Действительно, на низскорисковых участников ВЭД приходится более 60% декларационного массива и до 80% взимаемых таможенных платежей.

Однако в течение 3 лет процент низкорисковых участников ВЭД практически не претерпевает изменений. Он находится в диапазоне 7–8% от общего числа участников ВЭД. При этом 82,5% составляют среднерисковые участники ВЭД. На сегодняшний день это более 97 тыс. хозяйственных субъектов. Высокорисковая категория занимает 9,5%, это 10,8 тыс. участников.

По отчетам ФТС, крупный корпоративный бизнес, в том числе с государственным участием, представляет 51% (около 4,5 тыс.) низскорисковых участников, то есть компании, годовые обороты которых составляют более 2 млрд руб. 9% приходится на средний бизнес – от 800 млн руб., на малые предприятия приходится порядка 24,5%, на микропредприятия (до 120 млн руб.) – 15,6%.

О практическом применении новых возможностей рассказал генеральный директор таможенного брокера и логистического оператора полного цикла «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло: «Мы попытались проанализировать на нашем клиентском портфеле результаты цифровизации таможни. У нас проходит более 800 клиентов и более 1 тыс. деклараций ежемесячно. Результаты нашего исследования распределились примерно так: около 1% наших клиентов, из числа крупного корпоративного бизнеса, пользуются преференциями автовыпуска. С остальными все не так радужно. У нас всего 6,5% деклараций за 2019 год выпустились в автоматическом режиме, а 67% – в стандартном режиме, даже без авторегистрации. Авторегистрацией воспользовались только в 26% случаев».

В 2019 году произошел практически двукратный скачок концентрации декларационного массива в центрах  электронного декларирования (ЦЭД), он вырос до 60%. В 2020-м поставлен порог в 80% деклараций, которые должны быть зарегистрированы в ЦЭД. Однако, по словам Г. Властопуло, бизнес сталкивается с рядом сложностей, которые снижают эффективность ЦЭД. Он отмечает, что на практике отсутствуют должные каналы связи. При иерархической вертикальной системе связи, если на уровне ФТС что-то начинает сбоить, процесс таможенного декларирования приостанавливается ровно на срок, пока не будут устранены технические проблемы. Г. Властопуло подчеркнул и противоречивость отсутствия необходимости общаться с инспекторским составом: «Мы рады, что исчезла коррупционная составляющая. Однако палка всегда о двух концах, и у нас также пропала возможность объективно защищать свою позицию, если со стороны таможни будут дополнительные вопросы. Горячая линия и hot e-mail не дают достаточную обратную реакцию». Эксперт заметил также, что компания сталкивается с недостаточностью штатного состава и неадекватной профессиональной компетентностью инспекторов. Кроме того, сохраняются ограничения в работе ЦЭД по региональному признаку. Несмотря на идею о подаче заявления на любой пост таможенного контроля, все равно существует привязка ЦЭД к таможенным постам. Также для ЦЭД ограничены режимы декларирования, они работают в основном на импорт и экспорт, а сложные режимы компании вынуждены декларировать на постах контроля. Кроме того, сохраняются сложности координации при контрольных мерах. К примеру, если необходимо предоставить фитосертификат на бумажном носителе, его необходимо передать через инспектора поста таможенного контроля. Г. Властопуло поделился статистическими данными компании: «Для всех категорий в Авиационном ЦЭД за 2 ч мы выпускаем всего 3,5% деклараций, а для 75% выпуск занимает свыше 8 ч. Ранее мы выпускались в пределах 4 ч, а теперь – 2 дня. Это факт. В Московском областном ЦЭД также основной массив (47%) – свыше 8 ч. ФТС заявляет, что средний срок выпуска таможенной декларации на территории РФ за 2018–2019 гг. составляет 2,4 ч, а наша собственная статистика показывает: для Авиационного ЦЭД – 27 рабочих часов, для ЦЭД МОТ – 20,3 ч».

5 сентября 2019 года руководитель ФТС России Владимир Булавин на Восточном экономическом форуме анонсировал Стратегию развития таможенной службы до 2030 года: «Заложенный в основу Стратегии-2030 подход сформирован с учетом опыта международного сотрудничества, практики регулярного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и бизнес-сообществом, а также достигнутого уровня развития цифровых таможенных технологий».

Г. Властопуло озвучил ключевые пункты, выполнение которых сделает взаимодействие бизнеса и таможни комфортным процессом для обеих сторон: «Мне кажется необходимой обоюдная финансовая ответственность таможенных органов и участников процесса за наступление рисков несвоевременного оформления. В случае продления сроков нельзя перекладывать всю ответственность на логистических и таможенных операторов. Также большим шагом будет исключение региональной привязки при декларировании в ЦЭД для всех категорий участников ВЭД. Распределение декларационного массива может идти, например, в привязке к региону налогоплательщика. Мы бы хотели увидеть раскрытие критериев и уровней категорирования участников ВЭД. Сегодня же необходимо вступить в Хартию добросовестных участников ВЭД, чтобы увидеть в личном кабинете, какую категорию присвоили организации. Конечно, ждем полного исключения бумажного документооборота и перехода на электронные формы документов. И из области лирического отмечу раскрытие СУР или снижение количества критериев оценки риска, а также отмену действия приказа № 280. Почему я считаю, что это нужно делать? Сегодня любой участник ВЭД под электронным колпаком в плане информации, ФТС активно взаимодействует с Федеральной налоговой службой. Пора, наверное, доверять бизнесу и воспринимать нас как полноценных участников построения цифровой экономики».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions