+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.06.2019 12:50:34
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Транзитный потенциал Латвии обсудили на TransBaltica 2019

Географическое положение Латвии является ее золотым фондом, но использует ли страна все свои ресурсы в транспортно-транзитной отрасли? Успевают ли инвестиционные программы за нуждами портов и железной дороги? Что приоритетно в развитии логистики в перспективе и что происходит сегодня по факту – вот наиболее обсуждаемые вопросы конференции TransBaltica 2019, которая состоялась в Риге на прошлой неделе.
Заместитель госсекретаря Министерства сообщения Латвии Улдис Рейманис, открывая мероприятие, отметил, что ведомство всегда поддерживает транзитный сегмент и продолжит содействие программам по его развитию, потому как является важным для экономики страны. «Отрасль транзита успешно работает благодаря нашим портам, дорогам, железной дороге и их специалистам», – сказал У. Рейманис. К тому же доходы от транзита ежегодно составляют порядка €1,2–1,5 млрд, или 8% от ВВП.

Но чиновник отметил, что в публичном пространстве часто распространяется информация, что для Латвии и ее ведомств транзит не в приоритете. Тем не менее для чиновников, наоборот, важен диалог со всеми участниками перевозочного процесса. Примером здесь служит многолетнее плодотворное сотрудничество с Россией, Белоруссией и Казахстаном – между этими государствами грузоперевозки реализуются исправно. По итогам за январь – апрель латвийская железнодорожная компания Latvijas dzelzcels транспортировала 15,08 млн т грузов (-3,8%). Суммарно три крупнейших порта Латвии перевалили 22,3 млн т (+3,7%). В отчетном периоде лидировал Рижский порт с 11 млн т (-3,8%), на второй позиции Вентспилс с 8,08 млн т (+17,7%), на третьей – Лиепайский порт с грузооборотом 2,5 млн т (-2,7%). Главные транзитные грузы в стране по-прежнему российские уголь и нефтепродукты, обработка наливных неуклонно сокращается (-13%, до 4,53 млн т за январь – апрель).

Любопытно, что в Риге обработка угля в январе – апреле сократилась на 22,1%, до 3,59 млн т (-22,1%). И в то же время в Вентспилсе резкий скачок вверх на 145%, до 2,73 млн т. Причина мощного прироста угля во втором крупном порте, который расположен на 200 км дальше Риги с двумя ее новыми угольными терминалами в том, что мощности, перенесенные на правый берег из центра города, проходят сейчас период отстройки. По данным источника РЖД-Партнера, ситуация стабилизируется в столице с июля месяца. Традиционно и по итогам 2018 года угля переваливается больше в Риге (14,2 млн т против 5,1 млн т в Вентспилсе). А пока частная ж/д компания Baltijas Expresis наращивает перевозимые объемы до Вентспилса.

Выступавший на конференции председатель правления латвийской железнодорожной перевозочной компании Baltijas Tranzīta Serviss Иварс Сормулис (вторая по рангу и доле на рынке Латвии) как раз затронул вопрос о либерализации рынка перевозок. В общем-то в стране могут осуществлять перевозки любые заинтересованные игроки, получив документы в соответствие с европейскими стандартами. Лицензия обходится примерно в €10 тыс. По неофициальным данным, активные литовцы сейчас стремятся разделить долю еще и латвийского рынка.

Так, в стране действуют три частных оператора. Управляет инфраструктурой в Латвии Latvijas dzelzcels, осуществляет грузоперевозки ее «дочка» LDZ Cargo и три негосударственных предприятия. Бессменным лидером в 2018 году с объемом 33,09 млн т стал LDZ Cargo; Baltijas Tranzīta Serviss – на второй строчке с 8,16 млн т; Baltijas Expresis с оборотом в 8,05 млн т грузов в 2018 году – на третьем месте.

В Литве инфраструктурой оперирует Lietuvos gelezinkeliai, грузами с 2019 года занимается LG Cargo и 37 частных операторов. Рекордное число и рекордные объемы – 56,3 млн т перевезенного в прошлом году тоннажа. В Эстонии процессами управляет Eesti Raudtee, грузами с 2009 года – Operail и 11 приватных перевозчиков.

Так как транзит составляет порядка 80% железнодорожных перевозок в Латвии, логично предполагать, что основная работа должна развиваться в этом направлении. И первостепенным шагом станет ожидаемая электрификация коридора Восток – Запад, что позволит сократить расходы на перевозки за счет перехода на электроэнергию, тарифы снизятся, скорости возрастут, как и тоннаж грузовых поездов. В Latvijas dzelzcels эти инвестиции считают необходимыми и вполне прагматично содействуют процессу.

Однако в этом году уже прозвучало несколько заявлений о сокращении финансирования электрификации. Более того, есть данные, что Министерство сообщения выступает за сокращение объема работ и отмене электрификации участка Екабпилс – Резекне. В настоящий момент идет оценка проекта командой нового министра транспорта Талиса Линкайтса: рассматривается реализация проекта только на направлении Рига – Даугавпилс. Пока никаких решений не принято.

Кстати, итальянский спикер форума в Риге Альберто Гризоне, директор по развитию в России, странах СНГ и Ближнего Востока Hupac Intermodal Ltd, отметил необходимость скорейшей электрификации коридора для повышения его конкурентоспособности в расчете на грузы с Востока и других стран АТР и даже Запада на оси Север – Юг.

Логика бизнеса отличается от логики законодательной. Ведь даже если транзит постепенно сокращается, а сторонники урезания проекта электрификации полагают, что он экономически не будет выгоден, так как никто не дает гарантий, что грузооборот и дальше будет расти. Понимая, что гарантий однозначных нет в принципе, в то же время нужно инвестировать в будущее, в развитие инфраструктуры, это является отчасти тем самым магнитом для неких гарантий по привлечению новых потоков. Вяловатый взгляд определенных латвийских чиновников отчасти отражает корень проблем с привлечением грузопотоков и инвестиций в страну.

Также эксперты по контейнерным перевозкам в ходе кулуарных дискуссий отметили, что крупнейший глобальный оператор контейнерных терминалов PSA International (штаб-квартира – Сингапур) инвестировал миллиарды евро в покупку контейнерного терминала в Гданьске, но не в Таллине, Клайпеде или Риге, а техническое оснащение последней, мягко говоря, не самое современное в части обработки, например, тех же «ящиков».

А насколько привлекательно Латвия выглядит на различных железнодорожных картах? Прежде об этой реальной проблеме говорили неохотно. На конференции председатель правления дочернего предприятия Latvijas dzelzcels LatRailNet Юстина Худенко выступила предельно откровенно, отметив, что на картах Международного союза железных дорог или Экономической комиссии Организации Объединенных Наций латвийские железные дороги не указаны. И как же узнать, что через латвийский коридор можно выгодно и быстро везти грузы с Востока на Запад наименее затратным способом? В Азии и странах АТР зачастую попросту не видят транзитный коридор, который вполне может быть самостоятельным выходом к морю или дублем для задействованных перегруженных ж/д направлений.

А пока налицо существенное различие в том, как смотрится Латвия на профессиональных транспортных картах и в мире и как она высоко позиционирует себя на родине.

А вот для Белоруссии чрезмерно яркие выступления ее лидера за пределами страны, как ни странно, вполне положительно влияют на транзитную отрасль, не тормозя ее развитие. Не мешает это по факту. Например, масштабный китайско-белорусский проект «Великий камень», строительство которого начато в 2015 году, только набирает обороты. В 2018-м объем инвестиций по проектам превысил $1 млрд, число резидентов увеличилось до 41 с 22.

Руководитель отдела обслуживания инвесторов из стран Европы и Америки проекта Артур Детков рассказал участникам рижской конференции о завершении очередных этапов строительства. Помимо запланированных индустриальных объектов, возводятся выставочные, складские и жилые комплексы. В июле 2019 года состоится международный экономический форум «Один пояс, один пусть». Индустриальный парк со статусом особой экономической зоны считается узловой платформой Шелкового пути. Сейчас здесь зарегистрированы представители США, Китая, Австрии, Германии, Литвы, Израиля, России, Белоруссии.

Опираясь на собственный и зачастую успешный опыт страны-транзитера, а также используя наработки других стран, Латвия вполне может заново закрепиться, засиять на рынке услуг. Ведь вполне логично использовать по максимуму мощность достаточно развитых незамерзающих портов, коридора Восток – Запад, Север – Юг, продумывая стратегии использования в будущем того же коридора Rail Baltica для мультимодальных перевозок, став разновекторным и конкурентоспособным транспортным перекрестком между Европой и Азией.

РЖД-Партнер – генеральный информационный партнер транспортной международной конференции TransBaltica 2019.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions