+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.06.2022 10:28:43
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Трансграничная электронная торговля: основа инфраструктуры или дополнительный элемент?

В новых экономических реалиях и условиях трансформации внешнеэкономической деятельности активно развивается электронная торговля, в том числе и трансграничная.
Сегодня этот сектор нуждается в переосмыслении и принятии неких корректировок по регулированию на площадке ЕЭК. Какие тенденции наблюдаются в электронной торговле и какие барьеры сегодня устраняют органы власти, обсудили участники тематической дискуссии ПМЭФ-2022 в Санкт-Петербурге.

Сегодня на долю электронной торговли приходится около 11% всего ритейла в Евразийском экономическом союзе. Для сравнения, в Китае – почти 48%, в Великобритании – 30%. Другими словами, в этих странах электронная торговля становится серьезнейшей инфраструктурой, которая определяет общую ситуацию на рынке торговли.

По словам члена коллегии (министра) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрея Слепнева, в этом году наблюдается две кардинально разные тенденции по динамике внутренней и трансграничной электронной торговли.

Во-первых, объемы трансграничной торговли снижались в прошлые годы, в пиковые периоды фиксировалось четырехкратное падение. Но сегодня трансграничная торговля растет, хотя пока еще вдвое ниже объемов по итогам прошлого года. В качестве причин такой динамики – проблемы с платежами, логистикой, а также с самими площадками и компаниями, когда некоторые из них решили не торговать в России т. д.

При этом, по оценке президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, замедления спада трансграничной торговли не произошло. Как он отметил, оборот трансграничной торговли в январе – мае составил 88–89 млрд руб., в том числе в январе – 27 млрд, в феврале – 26 млрд, в марте – 11,3 млрд, в апреле – 11,7 млрд, в мае – 11,9 млрд (речь идет об импорте товаров в РФ). А. Соколов сообщил, что динамика по снижению в марте была на уровне 55% в трансграничном сегменте, в апреле – 51%, в мае – 65% (май 2022 г. к маю 2021 г.).

Что касается внутренней торговли, в прошлом году, как отмечает А. Слепнев, рост достигал 70%. В этом году рост продолжается – на сегодня показатели говорят о почти полуторакратном увеличении. «Вопрос удовлетворения потребительского спроса, в том числе ценовой доступности, гораздо эффективнее решается высокотехнологичными компаниями, гибкими в плане управления своими стоками, своей ценовой политикой и своими покупателями. Ситуация, когда все преимущества электронной торговли, о которых мы говорили годами, сегодня прямо себя продемонстрировали в полном объеме», – говорит А. Слепнев.

Но, по его мнению, трансграничная торговля из третьих стран хороша только при совокупности определенных факторов и обстоятельств. Можно ли опираться на эту инфраструктуру, или это может быть полезным дополняющим элементом? Спикер выбирает второе.

Статс-секретарь – заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов рассуждает об изменении по сравнению с 2021 годом, приоритетов государственной политики в электронной торговле. В частности, по его утверждению, замедлить спад трансграничной онлайн-торговли в России помогло повышение порога беспошлинного ввоза до €1 тыс. Предложение России об увеличении порога беспошлинного ввоза товаров, приобретаемых физическими лицами в иностранных интернет-магазинах, с €200 до €1 тыс. Совет Евразийской экономической комиссии одобрил на заседании 17 марта.

«Если посмотреть на государственную политику в части интернет-торговли, которая была до 2022 года, она состояла в том, что мы выравнивали условия между электронной торговлей и традиционной розницей за счет снижения порога беспошлинного ввоза. То есть мы поэтапно снизили с €1 тыс. Потом у нас было €500, €200. Были планы с 2022 года сделать €100 и потом в конечном счете с 2023–2024 гг. опустить порог до €20. И, конечно, ключевой целью здесь было выравнивание условий торговли в электронной торговле и в традиционной рознице», – рассказывает А. Сазанов.

При такой схеме, по его словам, естественно, был источник дополнительных доходов бюджета. Так, таможенные платежи по товарам электронной торговли выросли с 300 млн руб. еще в 2019 году до 3,6 млрд руб. в 2021-м. «Но те внешние ограничения, которые были наложены в начале 2022 года, те разрывы транспортных цепочек, которые существовали, особо остро подсветили проблему наполнения товарами повседневного спроса внутреннего рынка. И соответственно изменились те приоритеты, которые есть в политике правительства РФ. Безусловно, приоритетом номер один в этих условиях стало наполнение товарами повседневного спроса внутреннего рынка», – добавляет он.

Необходимо понимать, что традиционная розница ориентируется на крупных импортеров – участников ВЭД, которые ввиду того, что они возят крупные партии, не так оперативно перестраивают свои логистические цепочки, в отличие от малого бизнеса. И в этих условиях неоценимое значение имеет как раз интернет-торговля, благодаря которой большое количество небольших компаний гораздо быстрее адаптируются к новым правилам.

Кроме увеличения порога ввоза товаров до €1 тыс., был предпринят еще ряд мер для развития отрасли, в том числе упрощение таможенного администрирования, упрощение документального оформления при ввозе товаров.

Если говорить о дальнейшем развитии рынка интернет-торговли, участники дискуссии отмечают внесение изменений в Кодекс таможенного союза, направленных на создание института операторов интернет-торговли, на выделение товаров интернет-торговли в отдельную категорию.

Как объясняет А. Слепнев, сегодня создается единый рынок электронной торговли Евразийского экономического союза со всеми его базовыми элементами. Прежде всего это касается свободы деятельности, свободы перемещения товаров, свободы учреждения для компаний, которые работают в этой сфере.

«В целом рынок электронной торговли должен работать так, чтобы бесшовно обеспечивать модальность при нахождения всех участников в разных странах. И здесь нужны общие правила и гарантии доступа для продавцов и покупателей, а также технологичность регулирования процессов и необходимость цифровизации», – отмечает А. Слепнев.

Но сегодня есть ряд барьеров, связанных с особенностями электронной торговли и являющихся реальной проблемой для свободы перемещения товаров. Один из них – НДС. Двойное налогообложение стало дискриминирующим барьером даже по сравнению с третьими странами. Как отмечает А. Слепнев, пока же у некоторых структур превалирует логика по сбору как можно большего количества денег с участников электронной торговли. Здесь участники союза предлагают поддерживать экспортеров, которые поставляют товары и на рынки союза, и в третьи страны.

«Малые и средние предприятия делают уникальную работу – обеспечивают граждан товарами, особенно в нынешней ситуации, когда крупные зарубежные сети останавливаются и работают не прогнозируемым образом. Здесь, думаю, должны быть решены вопросы вычета или каких-то субсидий, поддерживающих поставщиков, работающих с третьими странами», – говорит он.

Сегодня на завершающем этапе находится работа над проектом протокола по внесению изменений в Таможенный кодекс в части регулирования внешней электронной торговли. Данный проект протокола в себя включает две главы. Первая касается особенностей порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров электронной торговли, вторая – создания оператора электронной торговли.

В России и Республике Беларусь операторы электронной торговли уже определены, они осуществляют таможенное декларирование соответствующей категории товаров и информационный обмен с таможенными органами. В Армении и Киргизии определение оператора завершается этапе, отрабатываются схемы взаимодействия с иностранными интернет-площадками и национальными таможенными органами. В Казахстане продолжается работа над нормативной базой. Ожидается, что в июле все страны союза получат проект протокола для повторного согласования, и к концу года он будет подписан.

«Мы уходим от понимания электронной торговли как некой всемирной сети. Мы сейчас понимаем, что все-таки опора рынка – это наша внутренняя электронная торговля. Трансграничная торговля ее дополняет и будет дополнять», – резюмирует А. Слепнев.

А заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач, анализируя рынок электронной и трансграничной электронной торговли, приводит цифры объема оборота российского рынка в 2022 году. Он составляет 1170 млрд руб. для внутренней торговли и 89 млрд руб. – трансграничной. Для сравнения, по итогам 2021 года этот показатель составил 3138 млрд и 479 млрд руб. соответственно.

«Мы почувствуем выход на какую-то стабилизацию, но большого роста не будет. Хотя есть тренды, которые увеличивают потоков товаров на электронной площадке, причем на глобальные маркетплейсы. Они играют и будут играть доминирующую роль в этом процессе, ни в коем случае не отбивают и не отъедают у локальных электронных площадок рынки. Именно глобальные помогают выводить им свои бренды на более серьезные площадки», – сказал он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions