+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.04.2022 15:24:45
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Таможня готова перевести Минтранс в цифровое будущее

Минтранс готовит перевозчиков к переходу в цифровое будущее, ГИС ЭПД в тестовом режиме запустят уже в мае, а в сентябре начнется полноценная эксплуатация электронного документооборота. На первом этапе грузоперевозчиков оцифровывать будут в добровольном режиме. Если Минтранс будет использовать уже работающие технологии, то переход может быть комфортнее, об этом на стратегической сессии международной выставки TransRussia рассказала Оксана Долгих, начальник отдела разработки перспективных таможенных технологий ФТС России. В качестве работающего цифрового будущего предложены технологии от ФТС.
Электронный документооборот существует

Систему обмена электронными документами таможня строит 20 лет, для сравнения, Минтранс эксперимент по оцифровке перевозочных документов начал два года назад, в 2020-м. Сейчас в системе электронного документооборота таможни более тысячи документов. Большая часть из них используется во внутреннем документообороте, меньшая – для документооборота с внешними источниками, с участниками рынка ВЭД или госструктурами.

«Те, кто хочет присоединиться, интегрируются в систему обмена», – говорит О. Долгих.

Наработанный опыт позволяет таможне выпускать каждую третью декларацию на товар в автоматическом режиме, без участия инспектора. По данным таможни, только за первые 3 месяца 2022 года в электронной форме оформлено 250 тыс. транзитных деклараций. Из них 87% зарегистрированы автоматически на основе анализа уже ранее введенных в систему данных, цифра в автоматическом режиме выпускает каждую пятую транзитную декларацию.

В электронный документооборот введены уже все таможенные операции, подчеркивает О. Долгих. Например, в 2016 году в электронный документооборот вошли владельцы складов временного хранения и складов с зоной таможенного контроля. И теперь необходимости пересылать бумаги у участников рынка ВЭД нет. Более того, заявлено, что цифровизация освободила бизнес от излишних таможенных проверок, а саму таможню обезопасила от обвинений в коррупции.

Документооборот за границами ведомства

«Самый яркий результат – взаимодействие с железной дорогой. Работы по информационному взаимодействию начались в 2015 году. И уже к 2020-му таможня и железнодорожная компания перешли на безбумажный документооборот», – продолжает О. Долгих.

Таможня в цифру перевела отношения и с авиационными грузоперевозчиками, в систему была интегрирована авианакладная. Портал «Морской порт» объединил таможню и морских перевозчиков. Сейчас в системе электронного документооборота зарегистрированы 16 тыс. пользователей: треть из них – органы государственной власти, остальные – представители бизнеса, участники рынка ВЭД, а также морские перевозчики и терминалы. Цифровизация на морском транспорте освободила таможенников от необходимости заходить на борт в каждом втором случае, подчеркивает выступающая. То есть таможня обрабатывает товары и транспортные средства, не выходя на контакт, и это снижение – огромный успех таможенных органов, подчеркивает О. Долгих.

Автомобильный транспорт – наиболее сложный для перевода в электронный документооборот. Здесь много участников, они разрозненны, единого подхода нет, говорят в Минтрансе, и таможня с этим заявлением согласна. 

«Таможня работает с автоперевозчиками по технологии предварительного информирования: информация о грузе поступает до момента прибытия самого груза на таможенную территорию», – добавляет она.

Выстроенная на национальном уровне система документооборота, например, с РЖД заставляет таможенников поднимать вопрос создания электронного документооборота на наднациональном уровне, однако, разводит руками эксперт, этот вопрос идет крайне сложно.

«Есть пределы для таможенников – это, например, ограничение по полномочиям. Мы можем модернизировать и оптимизировать только действия таможни, а если выходим на национальный и тем более на наднациональный уровень, то натыкаемся на барьеры взаимодействия с другими госорганами», – резюмирует О. Долгих и добавляет, что таможня готова поделиться наработками с Минтрансом, чтобы они были внедрены в ГИС ЭПД и цифровизация получила новый толчок к развитию.

«Задача – чтобы создаваемый продукт не перечеркнул достигнутые результаты, это очень важно», – говорит О. Долгих.

Минтранс к предложению ФТС прислушался. Заявлено даже о возможной реализации наработок.

«Минтранс внесет необходимые изменения в нормативно-правовую базу уже в этом году», – говорит Ян Комаха, заместитель директора департамента цифрового развития Минтранса России.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions