+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.06.2022 12:29:00
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Склад новой эпохи: рынок арендодателя сменился на рынок арендатора

О дефиците свободных складских помещений участники рынка заявляли еще три месяца назад. По доле инвестиций в коммерческую недвижимость складской сектор вырвался на лидирующие позиции – на него пришлось около трети всех вложений в последние два пандемийных года. А сегодня на рынке не просто избыток свободных площадей – арендодатели в поиске арендаторов активно демпингуют.
«Ставка действительно может упасть до уровня 4–4,5 тыс. руб. за квадратный метр, поскольку операторы вакантных складов будут демпинговать», – говорит Ханяфи Хасянов, управляющий директор Multicold.

Сдерживающий фактор – слухи об уходе из России иностранных компаний, добавляет эксперт. Участники рынка опасаются профицита вакантных площадей коммерческой недвижимости. В настоящий момент ставки аренды для сухих складов достигли минимума в 4 тыс. руб. за квадратный метр.

«Однако это касается исключительно сухих складов. В секторе мультитемпературной недвижимости ситуация не изменилась, ощущается рост спроса», – говорит Ханяфи Хасянов.

В секторе сухих площадей рынок арендодателя сменился на рынок арендатора, добавляет эксперт. Он признается, что именно арендаторы диктуют условия владельцам коммерческой недвижимости. Однако если у арендатора уже подписан контракт, то он вынужден оплачивать аренду по условиям, которые были ему выгодны полгода назад, на пике спроса складской недвижимости. Диктовать условия он может, если только договаривается об аренде.

«Если договор заключен в формате BTR, то, как правило, он не предоставляет права досрочного расторжения», – объясняет Ханяфи Хасянов.

В 2021 году ставка на аренду одного квадратного метра складской недвижимости подорожала на 30%, при этом свободных помещений под аренду не было. К началу 2022 года ставка достигла максимального уровня в 5,5 тыс. руб. за квадратный метр складской недвижимости, и участники рынка тогда заявляли: предпосылок для снижения ставок нет, к концу года она достигнет показателя в 7 тыс. руб. за каждый квадратный метр.

«Больше всего складов потребляют в центре России – в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Поэтому поток товаров в любом случае будет идти сюда, неважно откуда – с востока или с запада», – рассуждает Ханяфи Хасянов.

Столичный регион как логистический хаб не потеряет значимости ни в случае движения товаров с запада на восток, ни в развороте этого движения. Все дело в том, что между прочими российскими регионами горизонтальные связи – слабые.

«В долгосрочной перспективе возможно появление новых логистических хабов в других регионах», – говорит участник рынка.

Однако любой новый проект, который задумает девелопер, будет кратно дороже действующего за счет более высокой ключевой ставки, а также дорожающего оборудования и материалов, продолжает эксперт. А это значит, строительство новых складов нерентабельно.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions