Коридор один – маршрутов три
Регулярные контейнерные отправки из России в Индию по морю, но с использованием железнодорожного маршрута стартовали 28 октября, об этом сообщает пресс-служба РЖД. Состав идет транзитом по территории Казахстана до ст. Сарахс в Туркмении, там контейнеры перегружают с колеи 1520 мм на колею 1435 мм. И далее груз по территории Ирана идет до порта Бендер-Аббас, затем по морю в Индию. Пока контейнерные поезда идут раз в месяц в тестовом режиме. Железнодорожный перевозчик намерен отработать узкие места.
«В будущем году перевозить грузы здесь будут по льготному тарифу», – говорит первый заместитель гендиректора РЖД Сергей Павлов.
Тариф будет не только льготным, но и единым, то есть перевозчик намерен сделать его бесшовным. Если все получится, то, по прогнозам, к 2025 году объем перевозок российского экспорта по восточной ветке превысит 5 млн т. Кроме восточной ветки, используют каспийскую, железнодорожный перевозчик в этом году повысил грузооборот по МТК Север – Юг на 60%, до 6,6 млн т.
Есть еще западная ветка, но ее пока в полном объеме не используют: 162 км железнодорожного полотна в Иране так и не построены. Пока она дублируется автотранспортом, но, чтобы начать строительство, железнодорожной сети необходимо согласовать совместную работу трех стран – не только Ирана, но и России и Азербайджана
«Почему необходимо участие трех стран? Потому что железнодорожная сеть должна увязываться во всех странах – участницах МТК Север – Юг. Поэтому взаимодействие всех участников важно, и взаимодействия удалось достигнуть – все участники обязались устранить узкие места на маршруте», – говорит С. Павлов.
Коридор по законам страны
Синхронизация трех стран – России, Ирана и Индии – самая сложная и самая большая работа, признается Александр Исаев, генеральный директор АНО «Дирекция международных транспортных коридоров». Разработана и уже согласована прогнозная грузовая база до 2030 года с учетом видов транспорта и товарных групп. В ближайшее время будет утверждена дорожная карта по работе на МТК Север – Юг.
«Но необходимо расшивать узкие места как в имеющейся инфраструктуре, так и в законодательстве, в нормативно-правовых актах», – говорит он.
Индия заявляет о готовности сотрудничать с Россией, страна разрабатывает особую логистическую политику для импортеров и экспортеров из РФ, но российский бизнес, чтобы начать торговлю со страной, должен понять ее философию, говорит Шрикант Бадига, член правления Phoenix Group и вице-председатель совета по продвижению экспорта для ЕСО и СЭЗ Министерства коммерции и промышленности.
«В Индии строят свободные экономические зоны, которые имеют производственные хабы и упрощенные логистические подходы. С транспортных компаний, которые ввозят грузы в эти зоны, не взимается часть налоговых и таможенных пошлин», – говорит Ш. Бадига.
Правительство Индии намерено расширить перечень послаблений для бизнесменов из России, но уже сейчас, как заявлено, в этих практически безналоговых зонах грузы обрабатываются быстрее.
«Особые экономические зоны находятся в Индии, но по сути это маленькая Россия, потому что владеет товаром российская компания», – резюмирует Нищал Падхья, управляющий директор Siddhartha Logistics FTWZ Pvt. Ltd.
Автор: Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.