+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.09.2022 17:07:37
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Санкционная логистика: слабым звеном оказались водные пути

В Москве прошел форум «Логистика под санкциями», в котором приняли участие ведущие экспортеры и правительственные чиновники. Спикеры рассказывали, как им приходится искать новые пути, чтобы продавать за границу российские товары.
«У всех крупных предприятий были налажены свои транспортные коридоры и логистические схемы, которые выстраивались десятками лет, – сказал заместитель генерального директора по логистике МХК «ЕвроХим» Денис Илатовский. – В 2022 году часть портов оказались заблокированными. Для производителей удобрений стало болезненным «выключение» портов Прибалтики и Украины, и девизом стал «поиск любых вариантов». Конкуренция за портовые мощности резко увеличилась. Мы обратили внимание даже на мелкие речные порты, которые никогда не переваливали удобрения. «ЕвроХим» стал работать с такими азовскими портами, как Ейск, Темрюк, Кавказ. Северо-Кавказская железная дорога не всегда справляется с увеличившимся грузопотоком, как и порты. Было много обещаний построить новые порты и расширить мощности существующих, но они только сейчас начали реализовываться. У нас много портов, которые технически способны переваливать новые объемы химических грузов, но если прийти в этот порт, то окажется, что там не утверждена технология перевалки. Нет разрешительной документации. А этот набор государственных регуляторов должен не замедлять процессы, а позволять работать быстро».

Д. Илатовский напомнил, что проблемы перевалки химических грузов начались задолго до санкций. «В 2014 году на Амуре в ходе наводнения смыло китайские удобрения. Ущерб природе не стал огромным, но в результате этого события Госдума в 2015 году приняла поправки к Водному кодексу и запретила строительство и проектирование складов для перевалки удобрений ближе чем 500 м к воде. Соответственно, с 2015 по 2020 год в стране не только не строились, но даже не проектировались терминалы для удобрений. Наш бизнес их строил в Прибалтике, потому что там более лояльное законодательство. В результате после введения антироссийских санкций сухие удобрения мы можем переваливать во многих портах, а жидкие не можем нигде. 5 млн т аммиака от трех производителей России невозможно продавать. Нужно искать танк-контейнеры или изобретать какую-то экстремальную логистику. Обращаю внимание на роль государства: пытались решить экологическую задачу, защитить водные ресурсы от гипотетического ущерба, но при этом нанесли существенный урон экономике. В 2020 году титаническими усилиями отменили поправки в Водный кодекс, теперь терминалы можно строить и где-то уже начали. Но еще не все порты имеют разрешения на перевалку удобрений. Бюрократическая машина требует долгих обоснований и процедур, чтобы снять лишние ограничения».

О сложностях морской логистики рассказал генеральный директор СК «Морвенна» Александр Баранов: «Наша судоходная компания специализируется только на морских перевозках крупногабаритных и тяжелых грузов, в первую очередь – оборудования для нефтегазовой отрасли, и практически все грузы попали под санкции. Мы располагаем своим флотом, в который входят 27 буксиров и 32 баржи, при этом две единицы купили в текущем году. В своем сегменте мы первые в России. Но запрет на флаг России в европейских портах осложнил работу. В этом году перед нами стояли задачи буквально по каждому маршруту и каждой барже. Например, требовалось вернуть катушки для кабеля, каждая из которых весит 300 т, в Нидерланды из Азербайджана. Баржа находилась в Баку и должна была проследовать через Балтику. После запрета флага РФ это стало невозможно. Цель у нас была одна: выгрузить катушки в любом порту, где нас примут. В итоге было получено разрешение от частного терминала в Антверпене при условии, что на входе нашу баржу возьмет иностранный буксир. Мы нашли буксир под флагом ЕС. Также пришлось пользоваться иностранным наемным буксиром для доставки баржи из Румынии на Каспий и из Таллина в Астрахань. Сложность была в том, что ни одна страховая компания не согласилась страховать груз на случай военных рисков. Пришлось все делать на свой страх и риск».

Поиск судов с иностранным флагом стал головной болью и для «Норильского никеля». Как рассказал директор департамента логистики Равиль Насыбуллов, комбинату требуется вывозить на экспорт 720 тыс. т продукции. Поставки идут не через Европу, как раньше, а через китайские доки. Это обернулось даже плюсом: Китай стал больше покупать. Но для поставок никелевого концентрата в США, куда китайские суда не ходят, приходится искать корабли, не принадлежащие ни Китаю, ни странам ЕС. «Такие суда нашли и зафрахтовали на год, – сказал специалист. – Но возникли проблемы с внутренними поставками. У нас после распада СССР почти не строили отечественные суда, а брать в аренду финские, как это делалось раньше, сейчас проблема. И другая проблема: железная дорога Восточного полигона уже сейчас с трудом справляется с грузопотоком. И если теперь все пойдут на восток или через восток, будет очень трудно».

На проблему с железнодорожным сообщением пожаловался и начальник управления логистики компании «Северсталь» Сергей Толстоухов: «Недавно Череповецкий узел Северной дороги не справился с нагрузкой, мы не получили руду и были вынуждены останавливать цеха непрерывного цикла. Чтобы в новых условиях справляться с отгрузкой, мы стали использовать даже малые речные порты, на которые раньше не обращали внимания. Но опять же порты могут нарастить мощность, а кораблей не хватает».

От лица Минпромторга слово взял заместитель директора департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Артур Галиуллин. «Государство активно подключилось к решению проблем транспорта, – сказал чиновник. – Очень быстро были разработаны и приняты 10 мер поддержки. Это и упрощение процедур для участников международной торговли, и то, что от конкурсной процедуры предоставления субсидий мы перешли к дотациям в заявительном порядке. Эти меры позволяют бизнесу компенсировать до 80% транспортных расходов. Совместно с Минтрансом создан штаб во главе с Виталием Савельевым, который рассмотрел буквально тысячи обращений от логистических компаний. Штаб работал ежедневно. Сейчас поток заявок снизился и штаб собирается раз в неделю. Это говорит о том, что часть вопросов бизнес решил либо самостоятельно, либо с помощью государства. Попытки западных «партнеров» вырвать Россию из международной кооперации успехом не увенчались. Параллельно с этим первый заместитель председателя правительства России Андрей Белоусов создал штаб по формированию новых логистических коридоров в Иран, Индию, Китай, расширению портовых мощностей и увеличению числа пунктов пропуска. Финансирование под эту работу выделено. Учитывая мнение бизнеса, мы не включили в зеркальный перечень антисанкций те, которые могли мешать логистике нашего бизнеса. Например, открыта дорога любому судовому оборудованию, которое нам требуется».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions