Китай – крупнейший грузоотправитель и потребитель логистических услуг, а также ключевой игрок в международной торговле, особенно в отношениях с США и Европой. Маршрут, проходящий через Россию и страны Центральной Азии, играет важную роль в торговле между Востоком и Западом. Однако процессы, происходящие в самом Китае как в одной из крупнейших экономических держав, окажут значительное влияние на мировую экономику. Заведующий лабораторией геоэкологии и учета природопользования института международной торговли и устойчивого развития МГИМО МИД России Вячеслав Коломин рассказал, какие тенденции сейчас обозначились в Китае и как они изменят облик мировой экономики в ближайшее время и в перспективе 50 лет.
«Вокруг Китая есть сложившаяся международная торговля. Все страны мира боятся, что будет, если Китай продолжит такое свое развитие. Будем ли и мы такими через 5–10 лет?» – отмечает эксперт.
Первая тенденция – замедление роста экономики Китая. Китай переходит на новую модель экономического роста, и прежние основополагающие факторы – экспортно-ориентированная экономика, привлечение прямых иностранных инвестиций – перестают работать. Китай переориентируется на внутреннее потребление, ставит вопрос образования качественных институтов.
«Это большая проблема, потому что современная глобализация, развитие логистики связно с Китаем. И замедление китайской экономики будет сказываться на всех – США, Европе, России. Произойдет разрыв традиционных сложившихся цепочек добавленной стоимости», – говорит В. Коломин.
Вторая тенденция, косвенно влияющая на логистику, но тем не менее имеющая большое значение – демографические изменения в Китае. Сокращение населения и старение рабочей силы могут изменить экономическую модель страны и повысить стоимость рабочей силы.
«Есть полумифы о том, что Китай огромный и он нас задавит. Есть такой процесс – демографический переход. Это нормальный процесс, который Россия пережила в 90-е. США и Европа – чуть раньше. В ближайшие годы Китай, уверен, удивит нас сокращением населения», – добавляет В. Коломин.
Третья тенденция – интерес Китая к продолжению больших инфраструктурных проектов. Возникают вопросы о будущей вовлеченности Поднебесной в международные инициативы, учитывая обострение конкуренции с США и Европой. Специфика «китайского участия» – реализация инфраструктурных проектов независимо от местных подрядчиков, с использованием своей рабочей силы.
«Китайские инвестиции приобретают некоторую токсичность, особенно в странах Южной и Центральной Европы. Насколько Китай будет готов справлять с конкуренцией и продолжать инвестировать, особенно когда экспортная модель будет сходить на нет, – большой вопрос», – подчеркивает эксперт.
Взаимоотношения России и Китая: баланс между взаимными интересами и опаской, а также возможность совместных инфраструктурных проектов, несмотря на существующие риски.
«Китай проявляет интерес к Северному морскому пути. Здесь Россия видит риски и стремится склониться в сторону национальных интересов и безопасности. Но в перспективе 50 лет, возможно, баланс будет меняться, потому что Китай – наша опорная точка в торговле, стратегический партнер в части политики. Настало время провести дискуссию – готовы ли мы к совместным инфраструктурным проектам, – считает В. Коломин.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



