+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.09.2021 11:46:50
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Режимы ТОР и СПВ позволят через 10 лет создать новую экономику Дальнего Востока

Так считают опрошенные ТАСС эксперты. Вместе с тем, по их мнению, в рамках существующей работы не полностью реализован потенциал государственно-частного партнерства (ГЧП), которое возможно применять более широко.
По данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, за пять лет работы режимов ТОР и свободного порта на Дальнем Востоке введены в эксплуатацию более 400 новых предприятий, реализуется свыше 2,6 тыс. новых проектов на 6,3 трлн руб., из которых уже инвестировано 2 трлн руб., создается 196,5 тыс. новых рабочих мест, из которых более 82 тыс. уже создано. «Меры господдержки обеспечивают на каждый рубль бюджетных вложений 30 руб. средств частных инвесторов. В развитие преференциальных режимов вложен 81 млрд бюджетных средств, а в виде налогов уже вернулось 123 млрд руб.», – отмечает министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

По словам президента группы компаний «Арника» Александра Генералова, проекты в рамках ТОР и свободного порта, конечно, будут драйверами экономики Дальнего Востока. Если «этот процесс будет идти такими темпами, как он сейчас идет, и расширится, то наверняка в ТОРах и СПВ возникнет фактически новая экономика Дальнего Востока», пояснил он. «Мы достаточно быстро двигаемся, и наше правительство достаточно быстро создало сам режим, без раскачки. <…> Я думаю, нужно порядка 10 лет, чтобы мы увидели уже сотни и тысячи красивых проектов, которые реально будут создавать ВВП на Дальнем Востоке», – сказал он ТАСС.

Любые сферы экономики

По мнению проректора по международному сотрудничеству Финансового университета при правительстве РФ Александра Линникова, опережающими темпами в рамках преференциальных режимов на Дальнем Востоке развиваются транспорт, российские и международные грузовые перевозки, рыбопромышленная отрасль и ряд других отраслей. «И все это, разумеется, влечет за собой необходимость создания социальной инфраструктуры, образовательной инфраструктуры, здравоохранения и жилищного хозяйства», – отметил А. Линников.

В то же время, по мнению А. Генералова, сами по себе преференции не направлены на развитие каких-либо конкретных отраслей экономики и позволяют реализовывать проекты в любых сферах. В частности, по его словам, на Дальнем Востоке есть большой потенциал развития растениеводства, здесь возможно в 7–8 раз увеличить количество выращиваемых сои и кукурузы, востребованных в Азии. Также здесь можно наладить их глубокую переработку.

«В связи с тем, что здесь одновременно с этими преференциальными режимами реализуются большие государственные инфраструктурные проекты, <…> здесь может по большому счету масштабироваться индустрия любого толка. Я считаю, что юг Приморья, скорее всего, станет точкой, где может быть создано порядка 300–500 новых технологических предприятий разного толка: и промышленность, и тяжелая промышленность, и автомобилестроение, это может быть приборостроение, это может быть инфраструктура новой промышленной революции, такая как большие проекты по big data», – добавил А. Генералов.

Эксперты отмечают важность развития жилищного строительства в регионе, без которого сложно обеспечить кадрами реализуемые на Дальнем Востоке проекты, и приветствуют распространение на инвесторов проектов комплексной застройки льгот и преференций резидентов ТОР. «Разумеется, очень важно применять сбалансированные меры поддержки, в том числе и застройщиков, которые таким образом обеспечивают поддержку роста бизнеса и промышленности в этих регионах», – считает А. Линников.

А. Генералов, в свою очередь, напомнил, что жилищное строительство всегда выступает как мультипликатор и тянет за собой еще несколько отраслей, но вместе с тем создает дополнительную нагрузку на инфраструктуру. Однако, по его мнению, расширение жилищных условий само по себе подталкивает человека остаться на территории и работать на ней. «Я думаю, эти процессы должны друг друга сопровождать – развитие промышленности и создание рабочих мест, причем желательно высокооплачиваемых и требующих хорошего образования, одновременно с улучшением жилищных условий», – отметил он.

Сбалансированный подход

Эксперты считают, что разработанные государственные меры поддержки работают эффективно и в целом сбалансированны, но требуют упрощения процедуры получения средств. Кроме того, развитие человеческого капитала в регионе требует такого же пристального внимания, какое получило развитие экономики.

«Мне кажется, какой-то баланс все-таки найден. Здесь, скорее, нужно искать форму сочетания разных существующих видов поддержки, чтобы было это понятнее для всех – и для инвесторов, и для государственных органов. Честно сказать, мне кажется, что с точки зрения именно экономических моментов дальнейшее активное стимулирование со стороны государства уже проводить не нужно. С точки зрения поддержки экономики инициативы достаточно, а вот с точки зрения поддержки и развития человеческого капитала есть определенного рода пробелы, я имею в виду развитие Дальнего Востока», – сказал ТАСС руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.

А. Линников, в свою очередь, высказал мнение о том, что здесь пока не в полной мере реализован потенциал ГЧП. «Это вопрос баланса интересов государственного и частного партнеров в каждом проекте, это вопрос финансовой модели каждого проекта, но, на мой взгляд, механизм ГЧП в недостаточной мере используется, он должен использоваться, совершенствоваться и находить более широкое применение», – отметил он.

По словам генерального директора КРДВ Игоря Носова, корпорацией разработан комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности действующих преференциальных режимов и стимулирование предпринимательской активности. «Важно, что меры государственной поддержки совершенствуются совместно с инвесторами и резидентами ТОР и СПВ», – добавил он.

Минвостокразвития России приступило к реализации программы «Дальневосточная концессия», направленной на ускоренное создание инженерной и социальной инфраструктуры для инвесторов и жителей Дальнего Востока и Арктики с привлечением внебюджетных инвестиций. По оценкам Минвостокразвития, новый механизм позволит в 4–5 раз увеличить объемы финансирования инфраструктурных проектов и привлечь в них до 500 млрд руб. до 2024 года.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions