Ужесточение регулирования СИМ
Минтранс требует от субъектов РФ актуализировать градостроительные и транспортные планы, интегрируя в них концепцию микромобильного транспорта. Отдельное внимание необходимо уделить разделению пешеходных потоков и движения электросамокатов. В планах должны учитываться рекреационные зоны, социальные объекты, а также маршруты передвижения СИМ вблизи школ и детских садов.
В Санкт-Петербурге ограничение движения электросамокатов действует уже с прошлого года – в центральных туристических районах их использование запрещено, а в ряде районов их перемещают с тротуаров на проезжую часть. Однако, по мнению местных депутатов, пока пешеходы остаются в проигрыше: на смену самокатам пришли электровелосипеды, которые двигаются по тротуарам на высокой скорости.
Новые правила для электровелосипедов
С 1 марта 2025 года вступает в силу новый ГОСТ, согласно которому электровелосипеды должны:
- автоматически ограничивать скорость до 25 км/ч;
- иметь систему дистанционного управления скоростью через спутниковое позиционирование.
Кроме того, Минтранс разработал поправки в ПДД, а также в законы «Об организации дорожного движения» и «О безопасности дорожного движения», предлагая:
- ввести в правовое поле понятие «электровелосипед»;
- объединить мопеды, электровелосипеды и СИМ в единую категорию – «средства микромобильности».
Согласно законопроекту, с 1 сентября 2026 года все устройства из этой категории необходимо будет регистрировать в федеральном реестре в течение 10 дней с момента покупки. Владельцы получат «учетный знак» (аналог автомобильного госномера) и QR-код.
Эксперты: инфраструктура нужна, но появится не сразу
По словам Сергея Карлова, руководителя направления по взаимодействию с органами власти кикшеринговой компании Whoosh, внедрение полноценной инфраструктуры для СИМ потребует времени.
«Необходимо обеспечить инфраструктуру для передвижения и стоянки такой техники. Все понимают, что нельзя это сделать одномоментно, но в планы это закладывать необходимо», – отметил он.
Эксперты подчеркивают, что при ремонте дорог необходимо заранее проектировать велополосы, парковочные зоны и дорожные знаки для СИМ, а не переделывать существующие участки.
До 30 апреля планируется изменение ПДД, которое должно юридически разделить СИМ, электровелосипеды, мопеды и мотоциклы. А до 1 сентября должны быть разработаны поправки в КоАП, устанавливающие ответственность водителей СИМ. Пока они считаются «иными участниками дорожного движения», что создает правовую неопределенность.