+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.11.2021 09:14:53
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Расконсолидация и переток посылок в коммерческий импорт: как трансформировался рынок логистики для электронной торговли?

Рост внутрироссийского рынка логистики электронной торговли сопровождается сокращением доли аутсорсинга в нем. Рынок традиционной трансграничной почтовой логистики для e-commerce стагнирует. Ключевые тенденции рынка электронной торговли на форуме-выставке «Транспортная неделя – 2021» обозначил директор по развитию мультимодальных перевозок АО «Почта России» Юрий Юрьев.
Он отметил, что рынок логистики трансграничных отправлений снижается вследствие переключения объемов электронной торговли на внутрироссийский рынок. Сегодня снижается объем транспортных почтовых отправлений из-за перетока посылок (B2C) в коммерческий импорт (B2B).

С одной стороны, даже в эпоху пандемии темпы роста электронной торговли очень высоки: в целом рынок логистики e-commerce cоставляет не менее 300 млрд руб. По словам Ю. Юрьева, емкость рынка сопоставима в денежном выражении с емкостью рынка железнодорожных контейнерных перевозок.

С другой стороны, начиная с 2018 года наблюдается тренд на снижение объемов отправлений в международном сообщении. По итогам 2020-го падение произошло на 30%. Вместе с тем внутренний рынок со среднегодовым темпом в 60% продолжает прирастать.

«Если раньше клиент или любое физическое лицо покупали товары непосредственно в Китае, а мы доставляли уже купленный товар почтовым отправлением, теперь приобретение товаров e-commerce, сам факт покупки, происходит уже на территории России. Наши клиенты завозят в страну уже крупные партии товаров, которые здесь расконсолидируются. Тем самым сокращается время на отклик от заказа до доставки», – комментирует Ю. Юрьев.

Сегодня крупные e-com-компании снижают долю аутсорсинга и работают сами, что перестраивает рынок. 75% товаров e-com следуют сегодня в регионы, а не потребляются в крупных городах. При этом почти 2/3 грузов доставляются в средние и мелкие населенные пункты. Все это требует капиллярной логистики.

В условиях пандемии из-за сокращения провозных емкостей и пассажирского сообщения (например, «Почта России» традиционно возит свои почтовые отправления в так называемых почтово-багажных вагонах, которые либо прицепляются к пассажирским поездам, либо формируют отдельные поезда) при существующей потребности в итоге возможность перевозки по железной дороге исчезла. Свое внимание логисты и операторы переключили на доставку контейнерами, имеющими отработанный бизнес-процесс.

Но, по словам участников рынка, сегодня для переключения рынка логистики розничных грузов с авто на железнодорожный транспорт (и на контейнеры, в частности) сегменту необходимы новые технологии и подходы к тарифообразованию.

Во-первых, скорость доставки. «Мы не имеем здесь в виду скорость, измеряемую в километрах в час. Здесь РЖД обеспечивают хорошую скорость движения грузов – больше 1 тыс. км/сут. И это нас устраивает. Но существенная потеря времени на начально-конечных операциях убивает привлекательность этой перевозки. У нас жесткий уровень сервиса по доставке, клиенты ставят жесткие условия. Поэтому здесь нужно думать об изменении технологии. Нужна сквозная технология «дверь-дверь» или «энд ту энд» всех участников рынка», – комментирует Ю. Юрьев

Во-вторых, соблюдение сроков транспортирования. В реальности срок прохождения погранпереходов сложно прогнозировать, кроме того, брошенные поезда создают проблемы.

В-третьих, регулярность отправок. На сегодня имеет место недостаточное количество регулярных контейнерных сервисов именно по федеральной сетке. «Есть импортные поезда, транзитные, но внутри нет достаточного количества рейсов, куда можно было поставить его с товаром e-commerce. Поэтому мы используем сетку пассажирских поездов и автомобили. Кроме того, влияет и недостаточная регулярность отправки», – отмечает спикер.

И, в-четвертых, ценовая стабильность в течение года. «В последнее время невидимая рука рынка двигает цены в гору. В эпоху нестабильных цен выполнять обязательства перед своими клиентами очень сложно», – поясняет Ю. Юрьев.

Если подытожить требования к рынку, для запуска активного процесса контейнеризации почтовых отправлений необходимы новые технологии и новые подходы к тарифообразованию. Но ключ к успеху – это взаимодействие и развитие инфраструктуры.

«Конечно, существует система капиллярной логистики, мы планируем дальше ее развивать и инвестировать. И здесь требуются инвестиции и в новый тип железнодорожной инфраструктуры, и в перронные контейнерные терминалы, которые могут сортировать поезд по ходу его следования. Такие проекты уже есть в РЖД, и мы рассматриваем в них участие», – резюмирует спикер. .

По его мнению, наличие крупных и мощных терминалов в Москве или других крупных узлах не решает проблему инфраструктуры. Необходима малая логистика для регулярной и постоянной работы.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions