Рынки теряются, рынки находятся
Мощности российских производителей позволяют производить порядка 5,5 млн т метанола ежегодно. Однако по итогам 2023 года их загрузка сократилась до 70%. Основной причиной снижения объемов производства стали ограничения, введенные Евросоюзом. Метанол из РФ перестали покупать многие западные страны.
На этом фоне крупнейшим потребителем российского продукта оказался Китай. На него в 2023 году пришлась почти половина экспорта или 760 тыс. т. Крупным импортером также стала Турция, существенный объем метанола экспортируется и в Индию. Однако полностью перенаправить высвобожденные объемы из Европы на другие рынки российским компаниям не удалось.
Эксперты считают, что одним из способов загрузить мощности будет продвижение метанола на рынках КНР и других стран, не поддержавших санкции, а также развитие спроса на него внутри России.
Искать возможности для переработки метанола на внутреннем рынке – нетривиальная задача. Стоит сказать, что потребление метилового спирта внутри страны в последние годы сокращается. Тем не менее существуют перспективы применения в других сферах, что должно придать импульс производству.
Как отмечалось участниками состоявшейся конференции «Метанол-2024», одним из вариантов увеличения потребления внутри страны может стать его использование в качестве «зеленого» топлива. Данная идея поддерживается Минпромторгом РФ.
К настоящему времени имеются предпосылки для широкого применения метанола вместо судового мазута. В мире уже размещено порядка 350 заказов на флот, который будет работать на новом виде топлива.
Транспортная стратегия России упоминает метанол для бункеровки водного транспорта, отметил руководитель проектного офиса по стратегии АО «Метафракс Кемикалс» Евгений Гаврилов. К 2030 году ежегодный спрос на него может составить порядка 2,3 млн т.
«Сейчас важно сделать понятной для рынка экономическую составляющую бункеровки метанолом в российских портах. По имеющимся данным с китайского внутреннего рынка возможно получить экономию затрат на судовое топливо до 40% в сравнении с дизелем. Нам необходимо получить аналогичную оценку для российского рынка морских и речных судов», – говорит Е. Гаврилов.
Что касается доступности метанольных двигателей для судостроения, то они уже проходят испытания в Китае. Такие установки достигают мощности до 1700 кВт.
Плюс контейнеризация
Конечно, поиск альтернативных рынков и развитие спроса внутри страны требуют новых логистических решений. В частности, представители операторских компаний предлагают более активно задействовать танк-контейнеры для перевозок метанольной продукции на внутренних направлениях.
Согласно расчетам, проведенным в АО «СГ-транс», танк-контейнерные отправки метанола будут наиболее экономически эффективны на плечах транспортировки до 3 тыс. км.
Контейнеризация продукции позволит закрыть потребности в парке для доставки на внутренний рынок. При этом получится высвободить цистерны для развития экспорта и заместить старый подвижной состав, выбывающий по сроку службы.
«Увеличение танк-контейнерных перевозок метанола будет способствовать выстраиванию сбалансированной логистики продукции», – заявляют в ООО «Спецтрансгарант».
Автор: Павел Белов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.