+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.12.2019 16:52:46
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Прогнозы развития логистического рынка 2020 года от Совета профессионалов по цепям поставок

В октябре 2019 года в офисе Совета профессионалов по цепям поставок состоялась встреча руководителей логистики ритейла, производственных и сервисных компаний, на которой участники поделились своим видением развития отрасли на 2020 год. В качестве методики категоризации прогнозов была использована бизнес-модель Александра Остервальдера, которую эксперты заполняли исходя из своих предположений о логистическом рынке.
Ключевые партнеры и виды деятельности

Рассуждая о взаимодействиии партнеров или поставщиков, компании разделились на две категории. Одни сознательно вступают в партнерство, чтобы снизить риски, для других поставщики – источник ресурсов.

Один из главных трендов рынка транспортных услуг – уход от серых схем и раскрытие информации о налоговых выплатах. Данный тренд затронет не только поставщиков транспортных услуг, но и другие сервисные компании, занимающиеся складской логистикой, сопровождением и интеграцией IT-решений в бизнес-процессы. Российский бизнес в нынешнем его виде скоро разменяет четвертый десяток, стандарты работы с клиентами и уровень сервиса в некоторых аспектах сравнимы с зарубежными компаниями, что неизбежно ведет к росту доверия к ним у российских игроков рынка. В целом экономика совместного пользования активно набирает обороты во всем мире, ломая тем самым традиционную модель. Совместное использование складов, транспорта, совместное планирование и доставка – все эти бизнес-процессы помогают не только экономить ресурсы компании, но и приводят к качественному улучшению продукта.

По мнению экспертов, в ближайшее время экстенсивное расширение торговых сетей в регионы будет замедляться, вместе с тем торговые сети будут искать новые точки роста, одной из которых может стать кооперация на уровне ритейла для оптимизации цепочек поставок. На это повлияет и то, что на данном этапе многие участники рынка сталкиваются с дефицитом транспортных средств в регионах. У большинства мелких игроков наблюдается значительная степень износа автопарка и недостаточное оснащение малотоннажными автомобилями.

Основатель Cовета Ырысбек Ташбаев подчеркивает: «Правильное определение видов деятельности способствует реализации ценностных предложений и грамотному выходу на рынок. Многие компании будут стремиться в своей деятельности к удлинению цепочки поставок и созданию замкнутых производственных циклов, начиная от производства сырья и заканчивая продажей готовой продукции потребителю». При этом в ближайшем будущем будет наблюдаться изменение клиентских предпочтений и смещение акцентов с ценовой составляющей предложения на уровень логистического сервиса.

Ценностные предложения

Ценностное предложение – причина, по которой клиенты приобретают продукцию у компании, а не у конкурента. Ценностное предложение полностью решает боль клиента или удовлетворяет потребность. Последние тренды и конкуренция влекут за собой все большие требования к уровню качества предложений на рынке.

Как считают в Cовете, несмотря на невысокие темпы роста экономики, крупные ритейлеры будут инвестировать в новое строительство и реконструкцию объектов складской инфраструктуры под себя. Одним из трендов развития распределительных центров (РЦ) станет сокращение расстояний между РЦ и магазинами, что будет способствовать росту уровня потребительского сервиса. Для многих клиентов логистических компаний ключевую ценность будет составлять не низкая цена, а уровень сервиса, который может предоставить поставщик услуг. Внедрение IT-технологий в бизнес-процессы компаний ведет к более тесному взаимодействию между участниками логистической цепи и ускорению бизнес-процессов. На данном этапе все больше клиентов предъявляют высокие требования к срокам доставки продукции, и эти требования будут только расти.

Ключевые ресурсы

«Любая компания нуждается в ключевых ресурсах, иначе она не сможет донести свои ценностные предложения для потребителей и выйти на рынок. Ключевой ресурс – актив, который помогает держаться на плаву», – отметил Александр Попов, контент-менеджер Cовета.

Финансовые потоки в логистической системе неоднородны по составу, направлениям движения, назначению и ряду других признаков. Использование заемных средств при ведении бизнеса позволяет добиться роста рентабельности за счет эффекта масштаба и высвобождения собственных денежных средств. Однако новые технологии складского хранения предъявляют новые требования к уровню квалификации складского персонала. Современный работник склада должен обладать навыками работы со средствами автоматизации, WMS-системами. Крупные РЦ, расположенные в удалении от больших агломераций, испытывают острую потребность в компетентных работниках. Рынок труда формирует запрос на квалифицированные кадры, за которые развернется настоящая борьба. Премии, свободный график работы, четырехдневная рабочая неделя, карьерные перспективы – всем этим компании будут стараться привлечь людей.

Сокращение уровня товарных запасов ведет к ускорению оборота, что позволяет покупателю получать более свежий товар, а ритейлер высвобождает дополнительный рабочий капитал. Также эксперты Cовета отмечают, что одним из новшеств на рынке станет распространение вместительной модификации полуприцепов объемом 110 куб. м. Увеличенный объем поставки позволит компаниям иначе выстраивать свою логистику и даст больше свободы действий при оптимизации маршрутов.

Ритейл растет, площади снижаются

На рынке розничной торговли наблюдается тенденция к укрупнений основных игроков и вытеснению с рынка мелких. Крупный ритейл продолжит свою экспансию в регионы, поглощая локальных ритейлеров. Внедрение современных технологий в логистические процессы позволяет лучше контролировать оборачиваемость запасов и процессы дистрибуции, что позволяет обходиться меньшими площадями без потери качества товара и ассортимента. Ритейл все больше уходит от концепции мегамаркетов, стараясь развивать магазины шаговой доступности. К тому же торговля уходит в интернет, это очевидно каждому игроку рынка. Российский рынок электронной торговли к 2024 году составит 2,78 трлн руб., следует из отчета Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара. А только за 2 дня Всемирного дня шопинга 11 ноября 2019 года россияне приобрели на AliExpress Russia более 30 млн товаров на общую сумму 17,2 млрд руб. (около 350 млн руб. в час). В пиковые часы оборот превышал 1 млрд руб.

Сегодня в регионах слабо представлены 3PL-провайдеры. Большинство существующих компаний предлагают ограниченный набор услуг клиентам. По мнению экспертного сообщества, ускорение бизнес-процессов и рост конкуренции будут способствовать изменению этой ситуации и развитию сегмента 3PL.

Увеличение доли крупных игроков рынка позволяет им диктовать условия производителям и сервисным компаниям в части сроков, объемов и правил поставки. В ближайшем будущем крупные федеральные игроки будут занимать до 80% рынка. Многие компании прибегают к видеофиксации процессов погрузки и складского хранения для подтверждения качественного исполнения обязательств и защиты собственных интересов. Плотное совместное взаимодействие между поставщиками и клиентами призвано вывести точность в планировании и прогнозировании на новый уровень. Современные VMI/CMI системы позволяют участникам логистической цепи совместно планировать объемы производства и поставок. В российской практике некоторые ритейлеры для ускорения бизнес-процессов уже сейчас используют режим доверительной приемки. Доверительная приемка – это процесс приемки товара, согласно которому товар комплектуется и отправляется со склада поставщика в магазины, и если плата на контейнере не нарушена, магазин принимает товар без проверки.

Расходы и доходы

Во-первых, для многих отраслей возрастут затраты на маркировку продукции. Введение обязательной маркировки продукции правительством РФ затронет все отрасли к 2024 году. В 2020-м стартует проект по обязательной маркировке лекарственных препаратов, также закончатся пилотные проекты по маркировке части товаров, запущенные ранее. Стоимость нанесения маркировки на одну единицу товара будет варьироваться от 5 до 30 руб. в зависимости от группы товаров и места их происхождения, что может существенно увеличить конечную стоимость продукта для потребителя. Также в среднем компании закладывают рост тарифов на транспортные услуги в размере 6% (FTL – 5%, внутригородские – 5%).

В 2020 году ожидается выработка отраслевых стандартов и правил внедрения электронного документооборота со стороны органов власти. Одной из главных проблем в сфере грузоперевозок является сложный бумажный документооборот. Однако изменения в этом секторе повлекут за собой рост затрат на IT и аналитику. Компании видят в применении современных технологий основную точку роста для бизнеса. В этой связи многие готовы инвестировать в программные решения для оптимизации бизнес-процессов и аналитики. В будущем году затраты по этим статья только возрастут. Однако такое решение позволит сократить штат логистических компаний. Автоматизация рутинных процессов позволяет говорить о снижении количества людей, задействованных в бизнес-процессах логистики. А к тем, кто останется, будут предъявлены дополнительные требования к квалификации, многозадачности и компетенции. Нельзя сбрасывать со счетов и зависимость состояния экономики от внешних факторов, в том числе курса валют.

В противопоставление структуре расходов прогнозы по изменению доходной части компаний в отрасли более скупы на нововведения. Эксперты ожидают перехода на b2c к прямому покупателю. Многие производственные компании все чаще пробуют свои силы в продаже своей продукции конечному потребителю с помощью маркетплейсов и даже собственных торговых точек. По мнению экспертов, эта тенденция будет набирать обороты и в 2020 году. Также ожидается рост оборачиваемости товаров. Технологии меняют отрасль. «Меньше объем поставки, меньше площадь, меньше запасов, больше оборачиваемость, больше продаж», – отметили в Cовете. Стоит отметить и активное развитие доставки последней мили. Развитие TMS-систем позволяет компаниям оптимизировать затраты и контролировать доставку конечному потребителю без использования курьерских компаний. В 2020 году компании будут использовать услуги по доставке последней мили как точку роста для бизнеса.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions