+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.12.2018 12:41:32
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

По итогам 2018 года в России будет арендовано и куплено 1,7 млн кв. м складских площадей

22 ноября в отеле Four Seasons в Москве международная консалтинговая компания Colliers International совместно с «РБК. Конференции» провела VI ежегодный круглый стол по складской недвижимости «Индустриальный Bollywood», на котором ведущие игроки отрасли подвели предварительные итоги и обозначили перспективы складского рынка России в 2019 г. Генеральным партнером мероприятия в этом году выступила компания PNK Group, стратегический партнер – ГК «Ориентир», партнер – Comitas. Всего в круглом столе приняли участие порядка 500 гостей.
Николай Казанский, управляющий партнер Colliers International и президент Российской Гильдии управляющих и девелоперов, в приветственном слове отметил, что складской сегмент развивается опережающими темпами, и сегодня он начал рост раньше, чем другие сектора: «Сектор складской недвижимости выглядит наиболее успешно среди других секторов, как с позиции сегодняшнего среза рынка, так и стратегически оценивая потенциал развития на ближайшие годы. Общий объем современных складов в России составляет уже более 25 млн кв. м, обеспеченность в Московском регионе превысила 1 кв. м на одного жителя. Этот показатель в два раза меньше, чем в Лондоне и Париже, в три раза, чем в Нью-Йорке, и в 10 раз меньше, чем в Торонто. Однако складской рынок находится в фазе активного развития, и несмотря на недообеспеченность складского рынка, у Москвы есть высокий потенциал, и мы стремимся к хорошим показателям».

Элеонора Богданова, региональный директор департамента складской и индустриальной недвижимости Colliers International, представила предварительные итоги 2018 года. На сегодняшний момент общий объем предложения на складском рынке по итогам первых девяти месяцев 2018 г. составляет 14,5 млн кв. м в Московском регионе, в Санкт-Петербурге – 2,9 млн кв. м, в регионах России – 8,2 млн кв. м. Складской рынок имеет большой потенциал для развития в ближайшей перспективе – сейчас мы наблюдаем как увеличение спроса со стороны различных компаний, так и

рост качества предлагаемого девелоперами продукта. По итогам трех кварталов 2018 г. в Московском регионе объем спроса превысил среднерыночные значения и составил около 800 000 кв. м. Основной спрос до конца 2018 г. будет сформирован ритейлерами (онлайн и офлайн), на которые придется 55% от общего объема спроса по всей России, а также производственными компаниями, их доля составит 18% по итогам года. Всего по итогам 2018 года в России будет арендовано и куплено 1,7 млн кв. м складских площадей.

Модератором мероприятия выступила Элеонора Богданова, сомодератором – Игнат Бушухин, главный редактор «РБК.Недвижимость». В рамках первой сессии приглашенные эксперты обсудили, как с 2012 года изменился формат строительства, стоит ли строить спекулятивно, чего ждать игрокам рынка складской недвижимости в следующем году и другие актуальные вопросы.

Давид Джавахишвили, руководитель группы по закупкам логистических услуг в России и СНГ ГК DANONE в России, говоря о трендах следующего года, отметил, что будет продолжаться экспансия компаний в регионы, при этом изменение потребительского спроса окажет влияние на логистику: "Объем хранения, скорее всего, будет сокращаться, потому что компании ориентированы на оптимизацию своих затрат на хранение, и это один из приоритетов не только на следующий год, но и на ближайшую перспективу. Ещё один важный тренд — это повышение эффективности управления своими и арендованными складскими площадями".

Юрий Лосев, вице-президент по развитию сети супермаркетов "Азбука вкуса", рассуждая о специализированных складах, отметил, что для продуктового ритейла оптимальный вариант, когда склад имеет множество инструментов для удовлетворения потребностей бизнеса: «Это и сухие склады, и холодильники глубокой заморозки, и температурные склады, так как такая продукция как фрукты, овощи, молочные изделия требуют определенного режима хранения. Подобная множественная специализация может быть обеспечена только в том случае, если ритейлер сформирует подробное техническое задание. Одна из основ бизнеса «Азбуки вкуса» - это готовая еда и, соответственно, специфическое производство с помощью фабрик-кухонь, что является гарантией контроля качества нашей продукции. Поэтому для нас идеальный вариант – это иметь в одной агломерации универсальный склад, рядом производство, при это все это должно быть подкреплено грамотной логистикой до основных магазинов сети».

Екатерина Морозова, управляющий директор PNK Group, отметила, что доля built-to-suit проектов увеличивается: «Рынок серьезно меняется, клиент хочет получить здание

по своему техническому заданию, полностью соответствующее его потребностям, но не готов ждать дольше одного строительного сезона. Поэтому требования к скорости строительства индустриальных зданий существенно увеличились. Таковы реалии рынка. Мы обеспечиваем клиентам эту скорость при неизменно высоком качестве и, понимая тенденцию на увеличение доли built-to-suit проектов, открываем новые PNK парки, в том числе совсем рядом с Москвой, и активно ищем земельные участки под будущие проекты».

Андрей Сафелкин, директор по развитию СТД «Петрович»: «У нас несколько специфичный формат наших капитальных активов - built-to-suit или стандартные склады класса А+ мы арендуем только под региональные распределительные центры, все остальное мы строим. И здесь я бы отметил не формат строительства, а формат сделок. Если раньше в большинстве случаев это было больше built-to-rent, то в последнее время мы практически всегда на финальной стадии выкупаем объект. С моей точки зрения, опять же, вследствие нашей специфичности, объекты нестандартные, и девелоперу сложно точно просчитать свои риски в случае срыва или отказа от сделки. Поэтому на этапе договора перезакладываются арендные ставки, и нам становится невыгодно арендовать, а оптимальнее покупать. Мы же, в отличие от девелопера, уверены, что приходим надолго и не видим рисков во владении объектом и его ликвидности для нас. К счастью, наш формат бизнеса позволяет нам активно инвестировать в собственные капитальные активы, а не только оперировать в арендных помещениях».

Денис Шульга, директор по логистике торговой сети "Перекресток" (входит в Х5 Retail Group): «Для быстрого обеспечения спроса девелоперам нужно заранее готовить землю и инфраструктуру в логопарках, чтобы затем оперативно возвести объект под запрос клиента. Мы сейчас находимся в сложной макроэкономической ситуации, и спекулятивные готовые складские проекты для арендодателя - помимо скорости заключения договора и выхода на объект еще и дополнительные расходы для адаптации либо склада, либо бизнес-процессов. Built-to-suit – это в первую очередь экономия и эффективность, подготовительные работы и современные технологии дают возможность быстро сдать проект уже с учётом специфики бизнеса заказчика".

Николай Юськив, директор департамента недвижимости ГК "Спортмастер", пояснил, что ситуация с уровнем вакансии и размером арендных ставок отличается в зависимости от региона: «В Москве мы наблюдаем снижение вакансии, однако если говорить, например, о юге России или Дальнем Востоке, то здесь довольно сложно оценить сокращение свободных площадей, так как предложение очень ограничено, и арендатор вынужден брать то, что есть. Я не наблюдаю увеличения ставок, так как

баланс был достигнут полтора года назад при переходе рынка на рублевые договоры аренды. В целом рост ставок для ритейла, который формирует почти половину всего объема спроса на склады, может быть болезненным».

В рамках второй сессии приглашенные эксперты обсудили, как отразится рост e-commerce в России на офлайн-ритейле и логистике, готовы ли арендаторы перенимать европейский опыт при автоматизации склада, какие тенденции преобладают в сегменте логистических операторов и другие актуальные для рынка вопросы.

Виктория Буцких, директор по развитию бизнеса STS Logistics: «Мы наблюдаем сейчас активное развитие сегмента e-commerce – в нашей компании количество запросов на реализацию e-commerce проектов выросло в 5 раз по сравнению с прошлым годом. Также стабильно растет спрос со стороны офлайн-ритейлеров – их запросы специфичны и часто заключаются в том, чтобы использовать уже созданную инфраструктуру. Торговые площади крупных ритейлеров покрывают практически все регионы России, и с точки зрения организации электронной коммерции - это идеальный вариант использовать эту инфраструктуру для того, чтобы быть максимально близким к потребителю».

Михаил Власенко, старший менеджер Caniao (логистическое подразделение Alibaba Group), говоря о перспективах развития в регионах, отметил, что здесь стоит ориентироваться на несколько факторов: «Первый - категория товара, который мы собираемся распространять в регионе, должна быть экономически эффективна. Например, целесообразнее размещать крупную бытовую технику, поскольку стоимость ее доставки из центральных хабов до региона дороже, и в этом случае есть выгода как для самой компании, так и для потребителя. Во-вторых, при выходе в регион мы должны предложить региональным клиентам более высокий и удобный уровень сервиса. В-третьих, значение имеет объем продаж в отдельно взятом регионе. Если совокупность факторов отразит необходимость открыться в регионе, мы это сразу сделаем».

Алексей Грязнев, генеральный директор ЗАО "СДТ", ГК Accord Post: «Рынок электронной коммерции в РФ в количестве заказов и в выручке в 2018 году демонстрирует рост на уровне 25% к 2017 году, аналитики предсказывают такой же рост и на 2019 год. Поэтому прежде всего перед крупными российскими и зарубежными онлайн-ритейлерами стоит задача усилить свою существующую логистику и прежде всего – фулфилмент. Компания Wildberries строит собственный огромный ecom-hub, «Озон» уже достраивает собственный склад, ищет еще в аренду один склад и

заключает договора с логистическими фулфилмент-операторами, китайская компания Cainio арендовала склад в логопарке «Южные врата» - все это демонстрирует, что развитие онлайн-ритейла является прямым катализатором роста фулфилмента. Причем счет для этих компаний идет на недели, некоторые из них даже построив и взяв в аренду новые склады уже опаздывают под свой запланированный на 2019 год рост».

Дмитрий Масальцев, коммерческий директор Itella, рассуждая о тенденциях на рынке логистических операторов, отметил, что с учетом общего состояния экономики и негативного опыта работы с частными девелоперами в период перехода от валютных к рублевым контрактам компания Itella корректирует принцип дальнейшего развития: «Суть изменения заключается в том, что в ближайшей перспективе двух-трех лет мы переходим на концепцию работы преимущественно на своих собственных площадях. Поскольку кризисные явления, в частности последствия валютных контрактов и неготовность со стороны девелоперов искать разумные компромиссы ощутимо сказывались на финансовых результатах за последние годы, в следующем году мы планируем оптимизировать площади текущих арендных контрактов и предполагаем максимально консолидировать наши компетенции в сегментах Pharma, Electronics, Non-food и других на собственных складских комплексах общей площадью более 250 000 кв. м. Такой подход даст возможность избавиться от огромных убытков, которые формировались под давлением валютных контрактов, и фокусироваться на поддержании высокого уровня сервиса для наших клиентов, и главное - инвестировать в новые технологии, которые позволят найти разумный баланс между стоимостью человеческих ресурсов и автоматизацией».

Андрей Постников, управляющий директор ГК «Ориентир»: «Сейчас время изменения спроса и изменения предложения. А еще сейчас время перемещения – покупатели перемещаются из традиционных форматов ритейла в on-line форматы, затем мигрируют из on-line форматов обратно, в традиционные. Ритейлеры стараются полностью убрать хранение из магазинов на склады, а со складов на склады поставщиков и производителей. Ритейлеры хотят переместить свои склады ближе к потребителям, а производители ближе к производству. Все эти многочисленные изменения выдвигают новые требования к цепочке поставок и к складам в частности – склады меняют свою форму, высоту, этажность и местоположение. Меняются внутренние процессы в складах и, наконец, к девелоперам приходят запросы на продукт, о котором еще вчера мы говорили, как о чем-то далеком и не применимом к нашему рынку, а сегодня уже проектируем подобные решения для наших клиентов».

Алексей Сапон, операционный директор Comitas: «Сейчас не все компании понимают, какие средства и инструменты автоматизации присутствуют на рынке. Автоматизация – действительно серьезная инвестиция, которая будет окупаться длительный период времени. Чтобы оценить необходимость ее внедрения, нужно посмотреть и проанализировать весь бизнес-процесс в компании. В этом случае можно выделить отдельные узкие места и рассмотреть автоматизацию трудоемких операций с последующей возможность масштабирования системы и выстраивания комплексного автоматизированного решения».

Владимир Серебряков, директор по развитию бизнеса FM Logistic Россия: «Экспансия в регионы – это одно из наших ведущих конкурентных преимуществ, востребованных практически всеми нашими клиентами. При этом в зависимости от конкретных целей и планов компании возможно как строительство с нуля, так и аренда уже готового помещения. Как правило, регионы серьезно отличаются друг от друга, и в большинстве случаев необходимо сначала зайти на небольшие площади, чтобы оценить ситуацию и понять потенциал местного бизнеса – понимание регионального рынка можно получить только изнутри. Если перспективы есть, то уже с учетом полученных знаний, можно выходить с конкретным, прицеленным на данный регион проектом».

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions