+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.11.2022 10:48:00
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Перевалка жидкой химии на экспорт остается нерешенной проблемой

Строительство специализированных терминалов для перевалки аммиака и другой жидкой химии на экспорт, по всей видимости, вновь откладывается. Сейчас в России нет ни одного такого терминала. Ранее наши производители пользовались специальными мощностями в портах Одесса (Южный), Силламяэ и Вентспилс. Всего было задействовано 5 таких терминалов, но с этого года перевалка там стала практически невозможной. Тема необходимости возведения аналогичных мощностей в российских портах была озвучена с трибуны Петербургского международного экономического форума в первой половине года и продолжена на общественных слушаниях «Строительство перевалочного комплекса аммиака и минеральных удобрений мощностью 5 млн т в год в морском порту Тамань» в сентябре. Однако, по мнению, которым поделился с РЖД-Партнером заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, профессор Юрий Щербанин, никаких признаков того, что работа по созданию терминалов может начаться в обозримой перспективе, не наблюдается.
«Когда тема поднимается всего 2 раза за год, какой бы резонанс это ни имело, трудно предположить, что к ней отнеслись всерьез. Вот для сравнения: развитию Арктики сейчас посвящены круглые столы и конференции, которые проходят чуть ли не еженедельно. Обычно когда появляется желание решить проблему, то научные работники, проектировщики, предприниматели начинают целую серию обсуждений. Сколько их было, когда занялись расширением БАМа и Транссиба. В конце концов выработали более или менее толковую стратегию. Недавно прошла очень представительная конференция по вывозу нефтекокса. Уже по уровню участников было видно, что за проблему хотят взяться серьезно. А применительно к экспорту аммиака такого я пока не вижу», – говорит эксперт.

До 2022 года Россия экспортировала суммарно 5,2 млн т аммиака и карбамидно-аммиачной смеси. Один только терминал в Тамани может заместить почти все эти мощности. Тем более что он уже спроектирован и самые сложные элементы даже построены, однако строительство несколько раз замораживалось. По экспертным оценкам, достроить его и снабдить подъездными железнодорожными путями можно всего за несколько месяцев. По тем же оценкам, возведение терминала с нуля при готовности всей документации может уложиться в один строительный сезон. То есть речь о каких-то инвестициях вдолгую не идет. Расходы начнут окупаться скоро.

Возможно, нерешительность предпринимателей, способных вложиться в новые мощности, связана с надеждой, что 4 терминала в Прибалтике скоро начнут работать. Они же принадлежат российским бизнесменам, европейцы права на них не имеют, они просто до предела затруднили фрахт. «Я бы не был таким оптимистом по отношению к нашему имуществу в Евросоюзе, – предостерегает Ю. Щербанин. – Эти терминалы в любой момент могут быть отторгнуты. Возьмут и национализируют. Уже есть подобные примеры».

Не исключено, что предпринимателями может двигать другая логика: потратить деньги на создание новых мощностей по производству готового продукта (удобрений), а не терминалов для экспорта полуфабриката. Но, с другой стороны, строительство нового завода – процесс гораздо более сложный, чем возведение перевалочного терминала. К тому же о строительстве новых химзаводов тоже пока ничего не слышно.

Строительство терминала в Тамани постоянно замораживалось из-за разногласий с властями Краснодарского Края. Сейчас, если верить общественным слушаниям, договороспособность краевой власти стала выше, и конфликт с застройщиком (им является ТОАЗ) практически улажен. Но возник другой нюанс. А нужен ли теперь этот терминал самому порту Тамань? Когда проект ТОАЗ начинался (в 1999 г.), порту остро требовалось развитие. Сейчас ситуация другая. Как рассказал РЖД-Партнеру профессор Ю. Щербанин, за 10 лет, с 2011 по 2021 год, грузопоток порта Тамань вырос более чем в 30 раз – с 1,2 до 35,8 млн т. «И в этом году перевалка хоть и медленнее, но продолжает расти. Внимание порту уделяется большое – как инвесторами, так и государством. На этом фоне к аммиачным терминалам относятся спокойно – у Тамани и без них все хорошо», – говорит ученый.

Можно организовать терминалы в дальневосточных портах. Но, как известно, Восточный железнодорожный полигон уже и без того работает на пределе мощности, а расширение его возможностей продвигается медленнее, чем всем бы хотелось. Для жидкой химии хватит места в этих портах, но может просто не хватить места на подъездных путях. Каспий – тоже не решение проблемы, потому что он не выходит в океан и на новые рынки, которые мы пытаемся освоить. В Южную Америку и Африку оттуда можно попасть только через Иран с очень сложной логистикой.

Тем временем существует непроверенная информация – скорее, даже слух, но очень популярный, – что производители аммиака и карбамида стали просто сжигать излишки, которые не могут переработать или продать.

Ю. Щербанин реагирует на подобную информацию так: «Я своими глазами ничего подобного не видел, а простым разговорам не верю. Я мало доверяю различным устным заявлениям, пока сам не увижу. Я думаю, что это сырье производят мощные предприятия, на которых работают грамотные люди. И если они пока не строят терминалы – значит, нашли другие грамотные решения, как применить сырье».

Если возвращаться к портам АЧБ, то, помимо крупных, там достаточно небольших, которые стремятся к ускоренному развитию. По мнению эксперта, возможно, производителям аммиака стоило бы не зацикливаться на порту Тамань, а обратить внимание на них.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions