• Ставка на полувагон
    1854
    -2.2 %
    руб./сут.
    октябрь 2019
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 63.95 0 EUR ЦБ РФ 71.13 0
    BTC 8229.9 usd BTC 524738.42 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.10.2019 10:27:13
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Перевалка угля на Дальнем Востоке: реальная угроза или преувеличенный страх?

Перевалка угля в Дальневосточном регионе связана с целым рядом проблем, которые имеют большое значение для экономики как региона, так и страны в целом. Как создать эффективный регуляторный контроль в этой сфере и стимулировать стивидоров применять современные экологические технологии? Как обеспечить благоприятные условия для жизни и здоровья жителей региона? Эти и другие вопросы вошли в повестку дня одной из сессий Восточного экономического форума – 2019.
Перевалка угля на Дальнем Востоке: реальная угроза или преувеличенный страх?
Растут объемы – растет ответственность

С одной стороны, Дальний Восток – регион с наиболее высоким биологическим разнообразием. Вывести из состояния равновесия ранимую природу последствиями человеческой деятельности очень легко. С другой стороны, в последние годы в России активно растет добыча угля и его поставка на экспорт. Как известно, уголь является четвертой доминантой по поступлению валюты в бюджет государства – после нефти, газа и металлов.

Как напоминает президент Тихоокеанской академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности в техносфере Дальневосточного федерального университета Александр Агошков, постоянный рост добычи угля идет с 2000 года. В 2018-м на шахтах и угольных разрезах было добыто 493 млн т. Из них на экспорт отгрузили 210 млн.

По добыче угля Россия находится на шестом месте, а по объему экспорта – на четвертом. До 53% экспорта черного золота идет через порты Дальнего Востока. А его основными покупателями, как известно, являются Корея, Япония, Китай, Индия, Таиланд. В прошлом году через дальневосточные порты было отгружено 54,8 т угля. Для сравнения: в 2015-м – всего 36 млн т. Только за I квартал текущего года перевалено 19,7 млн. В связи со всем вышеуказанным сегодня экологические проблемы, связанные с транспортировкой и перегрузкой данного вида груза, как никогда актуальны.

Бунтующая общественность сбавила обороты

Напомним, что проблема загрязнения и воздуха, и моря угольной пылью обострилась в 2017 году в связи с ростом экспорта. Начались массовые выступления местных жителей. В Находке на митинги приходили от 3 до 5 тыс. человек. С тех пор ситуация несколько изменилась, отмечает А. Агошков, указывая на динамику показателей. Если в 2015-м обращений граждан было 252, в 2017-м – 165, то в 2018 году – уже 127.

По его мнению, в Приморском крае очень много общественников, которые занимаются страшилками. А. Агошков подчеркивает, что вред от угольной пыли зависит прежде всего от ее физико-химических свойств и, собственно, от характера самого угольного месторождения. На силу воздействия угольной пыли в большей степени влияет содержание кремния – нерастворимого остатка, который приводит к заболеваниям – силикозу, антракозу и т. д. «Но в угольной промышленности и на угольных терминалах таких заболеваний не наблюдается. Да, может быть наличие радиоактивных компонентов. Но анализ угольной пыли показывает, что их практически нет. Конечно, неприятно, когда угольная пыль на подоконнике или на машине, но это не страшно. Она садится на растения, массово участвует даже в трансатлантических переносах. Но я бы не сказал, что она воздействует на растительный мир так, что он погибает», – делится эксперт.

Он напоминает, что всего в Приморском крае – 16 портов: семь – в Находке, пять – в бухте Врангеля, три – во Владивостоке и порт Посьет. В порту Восточный все технологические процессы, начиная от разгрузки вагонов и заканчивая погрузкой в трюм с помощью судопогрузочных машин, механизированы. Но, к сожалению, этого нельзя сказать обо всех остальных портах Приморского края.

По словам А. Агошкова, несмотря на требования нормативно-правовых документов многие терминалы даже не имеют нормальных санитарно-защитных зон. Более того, роза ветров на многих действующих угольных терминалах при их строительстве не учитывалась, в отличие от рельефа местности, глубины морей и т. д.

Бухта Находка не мертва

Результаты экологического мониторинга в районах воздействия угольных терминалов порта Находка на морскую биоту представила доктор технических наук, профессор кафедры безопасности в чрезвычайных ситуациях и защиты окружающей среды Дальневосточного федерального университета Яна Блиновская. «Мы переступили тот порог, когда игнорировать экологические проблемы невозможно и недопустимо. В связи с этим к портовой, да и в целом к производственной деятельности предъявляются очень высокие требования», – говорит она.

В рамках поквартальных исследований проводится изучение донных отложений, водной среды и состояния морской биоты. Оценивается совокупность факторов с учетом природно-климатических условий – той самой розы ветров, которая позволяет выявить негативные воздействия и скорректировать мероприятия, проводимые стивидорами.

«Мы сравниваем результаты анализов у причальных стенок компаний и на фоновых створах и видим примерно одинаковые результаты. По некоторым показателям загрязняющие компоненты на фоновых створах превосходят существенно. Это касается именно концентрации загрязняющих компонентов в морской биоте – тяжелых металлов, нефтепродуктов, органических веществ. Повышенное содержание некоторых компонентов, например легкоокисляющей органики, летучих фенолов, говорит о доминирующем вкладе других предприятий – не стивидорных компаний. К сожалению, ЖКХ сбрасывает неочищенные сточные воды в акваторию и оказывает более существенное влияние на морскую среду и биоту», – отмечает Я. Блиновская.

Что касается донных отложений – отсутствие нормативов для содержания загрязняющих веществ определяет сложность в оценке реальной ситуации. При этом Я. Блиновская отрицает некоторые сообщения в СМИ о том, что бухта Находка мертва. «Наш водолаз-гидробиолог делает профессиональную ландшафтную съемку. И по ее результатам мы можем констатировать наличие основных компонентов экосистемы, присущих данному району. Мы встречаем даже тех, которые традиционно считаются индикаторами качества морской среды, – единичный трепанг, серый морской еж, приморские гребешки. Последние в достаточно большом количестве встречаются даже в кутовой части бухты», – отмечает она.

Если говорить непосредственно о влиянии угля, то, по словам эксперта, дно Находки вовсе не покрыто угольной пылью. В отличие от мусора на дне, угольная пыль является виновником загрязнений в меньшей степени. Эксперт подчеркивает: концентрация угля не столь велика, чтобы оказать пагубное воздействие на морскую среду. Угольные частички встречаются в очень небольшой концентрации – сотые доли процента. При этом интересно: угля больше на выходе из бухты. Но в целом вся ситуация зависит от течения, донного рельефа, внешних климатических факторов в том числе, которые способствуют переносу угля.

Важный факт: если максимально предельно допустимая концентрация нефтепродуктов в воде – 0,05 мг/л, то предельно допустимой концентрации угля для воды и морской биоты нет. «Существуют предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. И мы можем делать сравнения и оценивать влияние на атмосферный воздух, отмечать, какие имеются превышения в зоне деятельности терминала на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами. Мы проводим такой мониторинг и видим, что мероприятия, проводимые компаниями, дают свой результат, нормы выполняются. Но единой нормативно утвержденной методики отбора проб воздуха в районе угольных терминалов, рекомендуемой именно для этой задачи, в России и, пожалуй, в мире пока не существует», – поясняет она.

Незагрязненность подтвердили и недавние исследования, проведенные специалистами Тихоокеанского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО). Я. Блиновская отмечает: об ухудшении качества жизни говорить нельзя. Поэтому необходимы не только контрольно-надзорные мероприятия, но еще и разграничения полномочий, поскольку море является федеральной собственностью, водопользователям сложно реализовывать какие-то меры и, соответственно, вносить свою лепту в улучшение состояния окружающей среды.

Благо терминалы не ограничиваются программами, которые входят в состав обязательного производственного экологического мониторинга. Как говорит Я. Блиновская, они широко внедряют дополнительные процедуры мониторинга для получения достоверной информации о том, что же реально воздействует на экологию и каким образом происходит влияние на компоненты окружающей среды.

Совместные усилия дают результаты

В 2018 году стивидоры подписали с администрацией Приморского края, Росприроднадзором, Минтрансом и Росморпортом соглашения, предусматривающие перечень мероприятий, которые способствовали бы улучшению экологической обстановки. Среди них – автоматизированный мониторинг состояния воздуха, строительство ограждений пылеподавления, очистка ливневых вод на угольных складах, внедрение водяных и снеговых пушек, применение пылеулавливающих реагентов, регулярная очистка территорий складов и проезжей части от угольной пыли.

Суммарно бюджет этих мероприятий для всех стивидоров Находки составил около 10 млрд руб. Как рассказывает генеральный директор порта Находка Владимир Григорьев, все стивидоры выполняют эти мероприятия не только на бумаге, но и де-факто. «Мы занимаемся орошением, строительством ветрозащитных экранов, которые снижают кинетическую энергию ветра, применяем реагенты, которые способствуют связыванию угольной пыли. И в целом происходит рост культуры работников в самом порту, чтобы минимизировать риск появления угольной пыли», – рассказывает он.

Контролируют эффективность этих мероприятий газоанализаторы – датчики, снимающие информацию со всех терминалов и соотносящие ее с нормами ПДК. Все данные в режиме онлайн стекаются не только непосредственно к руководству стивидорных компаний, но и параллельно дублируются контрольно-надзорным органам.

«Конкретный перечень мероприятий, который у нас внесен в соглашения, для каждого стивидора разрабатывался отдельно. В силу того, что они географически расположены в разных местах и имеют различные объемы перевалки, соответственно, сам масштаб деятельности порта предполагает наличие альтернативных грузов либо разрозненных участков складирования», – говорит В. Григорьев.

По статистике Роспотребнадзора, количество выявленных нарушений в пробах атмосферного воздуха за истекший год снизилось в 3,5 раза. Кроме того, если посмотреть уровень заболеваемости в регионе, в частности, именно органов дыхания, г. Находка находится на уровне ниже среднего по всему Приморскому краю.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 19 млн тонн угля

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 19 млн тонн угля
По состоянию на 9 октября АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 19 млн тонн угля с начала 2019 года.
РЖД-Партнер

К 2025 г. Восточный полигон не сможет удовлетворить даже потребности угольных компаний

К 2025 г. Восточный полигон не сможет удовлетворить даже потребности угольных компаний
Вследствие инфраструктурных ограничений и увеличения объемов транспортировки на экспорт к 2025 году Восточный полигон не сможет удовлетворить даже потребности угольных компаний.
РЖД-Партнер

Развитие угольной отрасли в России сдерживают возможности железных дорог

Развитие угольной отрасли в России сдерживают возможности железных дорог

  1. С 2021 года 90% российских грузовых вагонов грозит обязательная смена типа подшипников — с сегодняшних роликовых на кассетные. Для новых вагонов роликовые подшипники собираются запретить уже с 2020 года. Насколько данная мера окажется затратной для участников отрасли и стоит ли ожидать дефицита комплектующих?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort