Новый экспортный путь будет проходить по Оби и Иртышу до порта Сабетта, а затем груз будет переправляться по Северному морскому пути. Но не все еще готово для перевозок зерна: в порту Сабетта должен появиться сертифицированный пункт пропуска, в котором будет осуществляться карантинный фитосанитарный контроль. Помимо этого, требуется провести тщательный анализ рисков данного маршрута в несезонные времена года. По мнению ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, данный маршрут неоднозначен. С одной стороны – да, возможно, речь может идти о некой экономии по сравнению с традиционными путями доставки, но есть несколько моментов, которые нужно учесть. Во-первых, предлагаемый маршрут является сезонным в речной его части, ведь после того, как начнтся ледостав на реках, транспортировать зерно по ним до моря будет затруднительно, если возможно в принципе, хотя полностью исключать такой вариант нельзя. И судоходство в Арктике зимой совсем не то же самое, что судоходство там в более благоприятные периоды. Надо учитывать и состояние рек, ведь в случае изменения гидрологической обстановки, вне зависимости от причин, судоходство может быть затруднено или невозможно вовсе, что отрицательно скажется на доставке зерна в Арктику, сорвет выполнение обязательств местных компаний. Похожая точка зрения и у председателя экспертного совета АНО "Институт исследования проблем железнодорожного транспорта" Павла Иванкина: "Северный морской путь в ближайшие годы будет развиваться, но в текущей ситуации это, скорее, разовая альтернативная перевозка. СМП для массовых регулярных перевозок пока не готов. В перспективе СМП сумеет стать достойным альтернативным маршрутом. Экономика СМП тоже может меняться от летних перевозок к зимним, когда требуется серьезная ледовая проводка и услуги ледоколов".
Анна Синицына, доцент кафедры "Логистические транспортные системы и технологии" РУТ, считает, что новый экспортный маршрут нуждается в дополнительной проработке и отдельной экспертной экономической составляющей проекта. Следует учесть, что в транспортный тариф включены затраты на погрузку зерна в порту Новосибирск, перегрузка в порту Салехард и водный путь от Новосибирска до Салехарда и от Салехарда до Японии. Кроме того, необходимо учесть инвестиционные вложения в строительство новой инфраструктуры, которая будет работать только в летний сезон. Поэтому потребуются дополнительные мощности накопления груза и возможное расширение грузопотока с добавлением других насыпных грузов для повышения экономической эффективности. В целом, считает эксперт, проект вполне возможен для реализации, но достаточно спорен с точки зрения экономики.
Поднимается вопрос о целесообразности нового экспортного маршрута: сумеет ли он функционировать на равных с традиционным маршрутом или же будет использоваться как дополнительный путь для разгрузки Дальневосточной железной дороги? Пока сказать сложно, так как не было тестовых перевозок. П. Иванкин говорит о том, что в условиях снижения объемов перевозок зерна необходимости целенаправленно отводить грузы от БАМа и Транссиба нет, но если говорить об отдаленных от железной дороги регионах, то новый маршрут после развития СМП может стать основным.
Д. Баранов считает, что пока такой маршрут детально не изучался и поставок по нему еще не было, нельзя говорить о нем как об альтернативе традиционному маршруту. Сейчас маршрут может рассматриваться как дополнение к обычным путям транспортировки зерна из региона. Кроме того, если речь идет о высоком уровне загрузки имеющегося пути доставки, возможно, имеет смысл рассмотреть и другие способы доставки зерна из области в Азию, например поставки его на юг, в страны Центральной Азии, а затем далее. Но и это будет именно дополнительный способ транспортировки, отказываться от традиционного способа нельзя, даже несмотря на его высокую загрузку. "Да, значительная загрузка сети железных дорог на восточном направлении могла подтолкнуть к поиску новых маршрутов транспортировки зерна, – говорит Д. Баранов, – но также это может объясняться желанием увеличения объемов поставок продукции из области и экспортной выручки. Кроме того, новый маршрут может привлечь дополнительное внимание к региону, повысит его инвестиционную привлекательность". К тому же, как отмечает эксперт, имеет большое значение климатический фактор, так как суровые условия Арктики и длительные транспортировки могут сказаться на сохранности и качестве зерна, а улучшение условий перевозки и создание соответствующей инфраструктуры для перевалки и хранения зерна в Арктическом регионе может негативно сказаться на цене, сделав ее невыгодной.
До первых тестовых перевозок нельзя точно сказать, есть ли у СМП потенциал стать постоянным маршрутом для перевозок зерна. Пока что более привлекательными для экспортеров остаются перевозки по железной дороге в хопперах, так как ставки на них пошли вниз, а Омская область подпадает под скидку к тарифу РЖД.
Автор: Виталий Килимник
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.