+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.08.2019 15:55:14
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Отправлять зерно из Омска в Японию через Северный морской путь экономически выгодно?

На данный момент зерно из Омска поставляется в Японию через Дальневосточную железную дорогу с последующей перевалкой в портах. Стоимость перевозки 1 т зерна 3 класса составляет около 11,8 тыс. руб. Губернатор Омской области Александр Бурков предложил новый маршрут экспорта: по рекам и далее через Северный морской путь в Японию, цена перевозки 1 т, по предварительным подсчетам, составит 7 тыс. руб. Первая отправка данным маршрутом 50 тыс. т зерна 3 класса планируется в сентябре. РЖД-Партнер спросил у экспертов о целесообразности данного экспортного маршрута и сумеет ли он существовать на равных с основным.
Новый экспортный путь будет проходить по Оби и Иртышу до порта Сабетта, а затем груз будет переправляться по Северному морскому пути. Но не все еще готово для перевозок зерна: в порту Сабетта должен появиться сертифицированный пункт пропуска, в котором будет осуществляться карантинный фитосанитарный контроль. Помимо этого, требуется провести тщательный анализ рисков данного маршрута в несезонные времена года. По мнению ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, данный маршрут неоднозначен. С одной стороны – да, возможно, речь может идти о некой экономии по сравнению с традиционными путями доставки, но есть несколько моментов, которые нужно учесть. Во-первых, предлагаемый маршрут является сезонным в речной его части, ведь после того, как начнтся ледостав на реках, транспортировать зерно по ним до моря будет затруднительно, если возможно в принципе, хотя полностью исключать такой вариант нельзя. И судоходство в Арктике зимой совсем не то же самое, что судоходство там в более благоприятные периоды. Надо учитывать и состояние рек, ведь в случае изменения гидрологической обстановки, вне зависимости от причин, судоходство может быть затруднено или невозможно вовсе, что отрицательно скажется на доставке зерна в Арктику, сорвет выполнение обязательств местных компаний. Похожая точка зрения и у председателя экспертного совета АНО "Институт исследования проблем железнодорожного транспорта" Павла Иванкина: "Северный морской путь в ближайшие годы будет развиваться, но в текущей ситуации это, скорее, разовая альтернативная перевозка. СМП для массовых регулярных перевозок пока не готов. В перспективе СМП сумеет стать достойным альтернативным маршрутом. Экономика СМП тоже может меняться от летних перевозок к зимним, когда требуется серьезная ледовая проводка и услуги ледоколов". 

Анна Синицына, доцент кафедры "Логистические транспортные системы и технологии" РУТ, считает, что новый экспортный маршрут нуждается в дополнительной проработке и отдельной экспертной экономической составляющей проекта. Следует учесть, что в транспортный тариф включены затраты на погрузку зерна в порту Новосибирск, перегрузка в порту Салехард и водный путь от Новосибирска до Салехарда и от Салехарда до Японии. Кроме того, необходимо учесть инвестиционные вложения в строительство новой инфраструктуры, которая будет работать только в летний сезон. Поэтому потребуются дополнительные мощности накопления груза и возможное расширение грузопотока с добавлением других насыпных грузов для повышения экономической эффективности. В целом, считает эксперт, проект вполне возможен для реализации, но достаточно спорен с точки зрения экономики.

Поднимается вопрос о целесообразности нового экспортного маршрута: сумеет ли он функционировать на равных с традиционным маршрутом или же будет использоваться как дополнительный путь для разгрузки Дальневосточной железной дороги? Пока сказать сложно, так как не было тестовых перевозок. П. Иванкин говорит о том, что в условиях снижения объемов перевозок зерна необходимости целенаправленно отводить грузы от БАМа и Транссиба нет, но если говорить об отдаленных от железной дороги регионах, то новый маршрут после развития СМП может стать основным.

Д. Баранов считает, что пока такой маршрут детально не изучался и поставок по нему еще не было, нельзя говорить о нем как об альтернативе традиционному маршруту. Сейчас маршрут может рассматриваться как дополнение к обычным путям транспортировки зерна из региона. Кроме того, если речь идет о высоком уровне загрузки имеющегося пути доставки, возможно, имеет смысл рассмотреть и другие способы доставки зерна из области в Азию, например поставки его на юг, в страны Центральной Азии, а затем далее. Но и это будет именно дополнительный способ транспортировки, отказываться от традиционного способа нельзя, даже несмотря на его высокую загрузку. "Да, значительная загрузка сети железных дорог на восточном направлении могла подтолкнуть к поиску новых маршрутов транспортировки зерна, – говорит Д. Баранов, – но также это может объясняться желанием увеличения объемов поставок продукции из области и экспортной выручки. Кроме того, новый маршрут может привлечь дополнительное внимание к региону, повысит его инвестиционную привлекательность". К тому же, как отмечает эксперт, имеет большое значение климатический фактор, так как суровые условия Арктики и длительные транспортировки могут сказаться на сохранности и качестве зерна, а улучшение условий перевозки и создание соответствующей инфраструктуры для перевалки и хранения зерна в Арктическом регионе может негативно сказаться на цене, сделав ее невыгодной.

До первых тестовых перевозок нельзя точно сказать, есть ли у СМП потенциал стать постоянным маршрутом для перевозок зерна. Пока что более привлекательными для экспортеров остаются перевозки по железной дороге в хопперах, так как ставки на них пошли вниз, а Омская область подпадает под скидку к тарифу РЖД.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions