• Ставка на полувагон
    1854
    -2.2 %
    руб./сут.
    октябрь 2019
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 63.95 0 EUR ЦБ РФ 71.13 0
    BTC 8229.9 usd BTC 524738.42 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.10.2019 11:56:41
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Открытая перевалка угля на Дальнем Востоке: есть ли запрет?

В конце сентября глава Росприроднадзора Светлана Радионова заявила, что ведомство будет добиваться, чтобы в приморском порту Находка перевалка угля осуществлялась только закрытым способом. «Пока объекты не будут соответствовать всем требованиям, пока не будут простроены закрытые перевалочные комплексы, мы не удовлетворимся теми мероприятиями, которые эти компании производят. Перевалки должны быть закрытыми, и граждане вправе требовать лучших условий», – заявила С. Радионова. Чиновник добавила, что не удовлетворена качеством работы территориального управления Росприроднадзора. Его решения в части работы стивидорных компаний будут проверены и пересмотрены предстоящей зимой.
Открытая перевалка угля на Дальнем Востоке: есть ли запрет?
Как известно, закрытая перевалка - один из самых острых вопросов, вызывающих в последние годы полемику между стивидорами и контрольно-ревизионными органами.

«Обывателями закрытая перевалка интерпретируется как строительство некоего большого ангара, который накрывает все процессы транспортировки угля на судно. Но в то же время в справочнике НДТ (наилучших доступных технологий) нет термина закрытой перевалки. И нет мероприятий, которые предписывали бы строительство именно таких больших ангаров», – говорит генеральный директор порта Находка В. Григорьев.

По его мнению, строительство большого ангара – далеко не гарантия результата и эффективности, так как уголь при длительном хранении имеет свойство самовозгораться. А большинство стивидоров расположены в непосредственной близости к жилому массиву. «Во всем мире у крупных стивидоров, которые переваливали бы миллионы тонн угля, я не встречал аналогичные закрытые ангары. Более того, в поручении президента речь не идет о строительстве именно закрытого ангара. Речь идет об улучшении экологической обстановки», – комментирует В. Григорьев.

В качестве примера того, как можно решать вопрос с открытой и закрытой перевалкой, он приводит порты Голландии, где переваливается 50 млн т угля. Ровно столько, сколько суммарно переваливает Находка и Восточный. Высота штабелирования в этих портах в 2 раза превышает российские. Площади не огорожены, но установлен ветрозащитный экран, также идет постоянное орошение угля, ведется постоянный онлайн-мониторинг состояния атмосферного воздуха. Эта информация дублируется администрации города.

Губернатор Приморья Олег Кожемяко в мае этого года во время рабочей поездки в Находку заявил, что открытая перевалка угля в регионе должна быть прекращена в 2020 году, а работа стивидоров, которые не перейдут на технологии закрытой перевалки, будет остановлена.

Президент Тихоокеанской академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности в техносфере Дальневосточного федерального университета Александр Агошков напомнил, что в постановлении администрации Приморского края все-таки говорится о закрытой перевалке угля, равно как и в решении президента. В качестве примера он приводит порт Вентспилс в Латвии, а также стивидорные компании в Китае и Корее, которые используют закрытую технологию.

Некоторые стивидоры стали говорить о том, что они сделают закрытую перевалку даже в Находке. «Как это возможно?» – задается он вопросом. Во-первых, как объясняет В. Григорьев, речь может идти о закрытии отдельных элементов – локализации пылящих моментов. «Мы тоже с этим согласны. Если есть возможность закрыть технологический узел, то лучше закрыть». Во-вторых, есть стивидоры, которые готовы полностью накрыть свою территорию куполом, ангаром и т. д. Возможно, им позволяет площадь и масштаб деятельности. Но когда речь идет о перевалке более чем 10 млн т, нужно понимать, что это территория свыше 100 га.

Корреляция НДТ и методов обеспыливания

Законодательством было введено понятие категорийности предприятий. Первая категория предприятий обязана внедрять наилучшие доступные технологии – НДТ. Несмотря на то, что порты относятся ко второй категории, НДТ они начали внедрять заранее.

Как объясняет руководитель научно-технической секции по разработке справочников НДТ при Министерстве промышленности и торговли РФ Сергей Остах, за последние 5 лет создана система НДТ из вертикальных и горизонтальных справочников. Они касаются сточных вод, отходов, экологического мониторинга, контроля. Одновременно с этим продолжают существовать документы, формирующие основные положения отрасли.

«Если рассмотреть профильный отраслевой документ – 46-й информационно-технический справочник по НДТ, в нем есть спектр решений, в которых есть элементы утилизации, элементы понижения классов токсичности. Одновременно с этим есть определенный стимул в пылеподавлении, в использовании достаточно известных других приемов из других отраслей – воздушно-механическая пена, ПАВ, различные аспекты связывания, смачивания и т. д. Эти технологии интересны, апробированы, доступны, они вошли в справочник», – комментирует он.

В этой связи для перевалки угля очень важно научное обоснование наиболее характерных загрязнителей воздуха. «Сейчас идет определенное обсуждение, этот перечень может пополняться. Я думаю, в итоге они будут отвечать всем требованиям с учетом региональных экологических и экономических особенностей и аспектов», – отмечает он.

«Если посмотреть НДТ, которые описаны и формализованы в части перевалки угля, лучшие из них отражают достаточно понятную для российского ума и смысла концепцию эшелонированной защиты, последовательных и других экологических барьеров, которые могут ситуацию, во-первых, локализовать, а во-вторых, ее изменить и каким-то образом перевести в управляемые действия», – говорит С. Остах. Он считает, что если организация ограничена в финансах и не может внедрить микропроцессорную технику современного уровня, она всегда в состоянии реализовать концепцию эшелонированной защиты или сделать определенную систему, которая позволит решить этот вопрос в зародыше.

Всегда есть возможность найти модель, но эти модели должны быть расчетные. Угольные пыли достаточно разные, поэтому системы экологических барьеров должны быть адаптированы с учетом сезонности груза и перевалок. Для этого предусмотрены определенные шаги. За рубежом развито ПЭО – предварительное экологическое обоснование. В России ПЭО нет, зато есть «преовосы» (оценка воздействия на окружающую среду) и разные пилотные проекты. Дело за вузовской наукой, которая подготовила бы методическую организационную и фактическую базу загрязнений. Тогда риски внедрения технологии будут минимальными.

Решения властей

Несмотря на различие мнений о необходимости и эффективности закрытой перевалки, все обсуждающие согласны в одном: помимо всех перечисленных мероприятий, в том числе нужно работать на упреждение. Здесь речь должна идти не только о строительстве экранов и оросительных систем, но и о повышении культуры отношения работника порта к этим процессам. Ведь когда докер выходит с работы, он, как и обычный местный житель, тоже хочет, чтобы его подоконник был чистым от угольной пыли.
Напоминаем, что вопросы, связанные с зеленой логистикой будут обсуждаться на XVII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая пройдет 10 декабря 2019 года в Москве в отеле «Бородино» по адресу г. Москва, Русаковская ул., д. 13, стр. 5.  Ежегодно конференция собирает более 300 участников – руководителей транспортно-логистических, стивидорных, операторских компаний, представителей грузогенерирующих промышленных предприятий, отраслевых ведомств и органов власти, а также экспертов. Столь многочисленная и разнообразная аудитория создает возможность для налаживания полезных связей и живого общения непосредственно на площадке конференции. Кроме того, дискуссии в ходе деловой программы позволяют обсуждать важные для участников сессий вопросы с представителями регуляторных органов, экспертами и коллегами по отрасли.  

Организатором конференции традиционно выступает журнал «РЖД-Партнер».  Ознакомиться с программой, списком участников и условиями регистрации можно здесь или по телефонам +7 (812) 418-34-90, 418-34-99 и электронной почте conf@rzd-partner.ru.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 19 млн тонн угля

АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 19 млн тонн угля
По состоянию на 9 октября АО «Ростерминалуголь» отгрузило на экспорт 19 млн тонн угля с начала 2019 года.
РЖД-Партнер

Перевалка угля на Дальнем Востоке: реальная угроза или преувеличенный страх?

Перевалка угля на Дальнем Востоке: реальная угроза или преувеличенный страх?
Перевалка угля в Дальневосточном регионе связана с целым рядом проблем, которые имеют большое значение для экономики как региона, так и страны в целом. Как создать эффективный регуляторный контроль в этой сфере и стимулировать стивидоров применять современные экологические технологии? Как обеспечить благоприятные условия для жизни и здоровья жителей региона? Эти и другие вопросы вошли в повестку дня одной из сессий Восточного экономического форума – 2019.
РЖД-Партнер

К 2025 г. Восточный полигон не сможет удовлетворить даже потребности угольных компаний

К 2025 г. Восточный полигон не сможет удовлетворить даже потребности угольных компаний
Вследствие инфраструктурных ограничений и увеличения объемов транспортировки на экспорт к 2025 году Восточный полигон не сможет удовлетворить даже потребности угольных компаний.

  1. С 2021 года 90% российских грузовых вагонов грозит обязательная смена типа подшипников — с сегодняшних роликовых на кассетные. Для новых вагонов роликовые подшипники собираются запретить уже с 2020 года. Насколько данная мера окажется затратной для участников отрасли и стоит ли ожидать дефицита комплектующих?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort