+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.04.2022 10:05:17
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Новый пакет санкций: транспортная составляющая

Против РФ выдвинут пятый пакет санкций. Как сообщила председатель Евркомиссии Урсула фон дер Ляйен, он состоит из шести частей. Непосредственно транспортной отрасли касаются не все указанные в них меры. И все же их набор выглядит довольно-таки внушительным.

В первой части указан запрет на ввоз угля из РФ в ЕС. По поводу этой декларации пока нет разъяснений, поэтому комментировать практику применения санкций сложно. Но можно уже проводить аналогии.

Например, всем известен ранее введенный Великобританией строжайший запрет на ввоз в эту страну российских нефтегрузов. Тем не менее они продолжают поступать в английские морские порты. Просто владельцы танкеров нашли разные способы скрыть порт загрузки, сообщили аналитики Lloyd's List.

В частности, они обратили внимание на то, что слишком много танкеров заявляют сейчас о стоянке в балласте, например у порта Новороссийск, а потом декларируют о следовании в Турцию. Там суда оказываются каким-то образом уже загруженными нефтегрузами и могут следовать как в страны ЕС, так и в Великобританию. За последнюю неделю аналитики Lloyd's List обнаружили 52 таких судна водоизмещением более 20 тыс. т. И отметили, что их количество подобных казусов растет.

Уголь собираются отфильтровать

Британские страховщики, напомним, сами отказались страховать флот, который так или иначе связан с РФ. Теперь их место заняли страховые компании из других стран. Причем они довольно-таки лояльны, кто и куда везет нефть. Главное – чтобы соблюдалась буква закона, а не его суть.

Кроме того, если в ЕС начнут дотошно фильтровать флот, который заходит в морские порты еврозоны, то возникает риск исключить из оборота не менее 157 газовозов и танкеров. Если нефтетанкеры на замену еще можно найти, то газовозы – в дефиците. Тут никто не будет копаться в тонкостях.

Заметим, что и владельцы балкеров с углем в последние дни последовали тем же курсом, что и операторы танкеров. Правда, балкеров на евромаршрутах – в избытке. И тут есть риск, что их все-таки начнут фильтровать.

Только для этого потребуется дополнительный персонал для анализа судовых документов и выполняемых в морских портах операций. Чем больше поле санкций с грузами на море, тем сложнее за всем уследить. Ведь счет уже идет на сотни судов.

Заглохнет ли мотор у грузовика?

Непосредственно транспорта касается и третья часть нового пакета. В нем сказано о запрете в ЕС на деятельность российских и белорусских автотранспортных компаний.
Пока на этот счет опять-таки нет разъяснений. А если трактовать посыл ЕС буквально, то следует помнить, что дозволы автоперевозчикам на международные рейсы выдаются в равных пропорциях.

Не будет у российских дальнобойщиков разрешений, соответственно, их лишатся и европейские автоперевозчики. Придется вспомнить опыт 1990-х гг., когда фуры с разрешенными к ввозу грузами перегружались на границе с борта на борт.

До такого абсурда вряд ли дойдет. Потому что механизм действия санкций предусматривает еще и правила исключений – когда выдается специальная лицензия на возможность закупки и доставки тех или запрещенных товаров. И здесь кто-то получит индульгенцию, а кто-то – нет.

Хотя в итоге все может оказаться намного проще, ведь У. фон дер Ляйен дала понять, что речь идет именно об автотранспортных компаниях. А на международных маршрутах вообще-то есть немало частников. Такой дальнобойщик-одиночка – и владелец фуры, и сам себе экспедитор. Вопрос в том, как его работу отрегулируют.

Неприятная «четверка»

Чувствительным, правда, ожидается действие четвертой части пакета, где должны быть указаны адресные запреты на экспорт из РФ. Сюда входят, например, квантовые компьютеры и передовые полупроводники, а также чувствительная техника и транспортное оборудование. «Тем самым предполагается довести до деградации технологическую базу и промышленные мощности России», – отметила У. фон дер Ляйен.

Судя по формулировкам, обычные компьютеры и полупроводники ввозить, по-видимому, все-таки можно. Ведь они же не будут способствовать прогрессу, а следовательно, доведут технологии в РФ до «деградации». Отсюда, кстати, можно сделать вывод, что запчасти к уже ранее закупленной в РФ технике ввозить не возбраняется. Главное, чтобы они были хоть и с конвейера, но «не первой свежести».

Заметим, новую современную технику выпускают не только в ЕС. Не будем упоминать о возможностях Китая. Ведь известно, что в последние 2–3 года значительная часть дорожно-строительной техники и подъемно-транспортного оборудования закупалась российскими компаниями именно в Китае – после того как там стали поддерживать жизненный цикл оборудования.

Упомянем малоизвестный факт: недавно на одной из конференций, которые проводили российские поставщики битума, была представлена одна индонезийская компания, представители которой заявили, что готовы поставлять в РФ в 2022 году заводы по производству асфальтобетона. И качество оборудования, судя по набору опций, – на уровне европейского. Как видите, на глобальном рынке есть много сегментов, о которых в РФ пока мало осведомлены. Следует ожидать, что в РФ еще предстоит в этом плане немало открытий, которые позволят восполнить многие имеющиеся бреши.

Что в осадке?

Конечно же, не стоит отрицать, что удар наносится в четвертой части нового пакета санкций по РФ достаточно чувствительный. Причем он проявится не столько в той сфере, о которой сейчас охотно рассуждают в СМИ. С компонентами для систем ЖАТ в железнодорожной отрасли, авионики и СУДС для обеспечения судоходства морских портов в РФ со временем разберутся. А вот по части инновационных материалов все намного сложнее.

Дело в том, что нередко новое качество материалам придают небольшие добавки – модификаторы. Поясним опять-таки на примере на автодорожной отрасли: в РФ выпускают неплохой битум. Но бич отечественных трасс – трещины на проезжей части.

Процесс их образования существенно замедляют определенные модификаторы. Только все они – импортные. Технология их внесения требует особых режимов работы оборудования. А за контролем качества должны следить с помощью приборов, которые не выпускают в РФ.

Если два последних вопроса в РФ могут решить, то проблема с модификаторами стоит очень остро. Иными словами, вопрос – о том, как добыть определенную палитру так называемой малотоннажной химии. Если его не решить, то многие отрасли народного хозяйства, включая транспорт, через какое-то время рискуют быть действительно отброшенными назад.

Коварный шестой элемент

Еще одна неприятная деталь скрыта в шестой части нового пакета санкций. Речь идет об общем запрете ЕС на участие российских компаний в госзакупках в государствах – членах еврозоны.

Исключается также любая финансовая поддержка, будь то европейская или национальная, российским госорганам. «Потому что европейские налоговые деньги не должны идти в Россию ни в какой форме», – пояснила У. фон дер Ляйен.

Отсюда следует: российские компании не могут экспортировать выпускаемый в РФ подвижной состав или другую технику, если закупку осуществляют в ЕС муниципалитеты или компании с госучастием. Если и прежде на этот рынок было пробиться сложно, то теперь он просто закрыт.

Если ранее в приграничных регионах стран ЕС и РФ могли развивать программы регионального сотрудничества, в рамках которых предусматривалось финансирование ряда совместных проектов, то теперь и этот канал попал под запрет. Остается только такие формы взаимодействия как через союзы и ассоциации частных предприятий.
Причем в нынешних условиях они приобретают особую роль, если учесть, например, что торгово-промышленные палаты стран ЕС обладают экспертными полномочиями. А значит, имеют право вносить разъяснения в порядок действия санкционных механизмов и способствовать получению лицензий на исключения из некоторых видов действующих ограничений.

Новая логистика

Из всего сказанного можно сделать вывод: процесс введения санкций продолжится и в дальнейшем. Однако чем больше будет ограничений, тем сложнее окажется уследить за выполнением западных деклараций.

Потому что обходные пути санкций – это не узкие горные тропы мелких контрабандистов, как отметил доцент кафедры национальной экономики и экономического факультета РУДН Сергей Зайнулин. Современные логистические схемы и механизмы, задействованные многими странами мира для торговли с Россией в условиях ограничений со стороны ЕС и США, куда более сложные и масштабные. И отвечать в РФ гораздо эффективнее, если расширять их потенциал.

Уникальность сложившейся ситуации в том, что Запад сам разделил мир на страны, генерирующие инновации, и страны-принтеры. Список последних сегодня оказался весьма широким. Причем те, то «распечатывает» современные технологии, осознали, что сами могут ими воспользоваться и с другими странами поделиться – при создании для этого специфической системы координат.

Торговля через третьи страны становится действенным механизмом обхода санкций, отметил президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич.

США и ЕС могут достаточно эффективно ограничивать торговлю там, где технологии являются их прямыми продуктами. Однако контроль за тем, как исполняются ограничения в отношении продукции, произведенной в третьих странах, может быть затруднительным, признаются аналитики Goldman Sachs.

Как заявил изданию The New York Times президент и исполнительный директор Ассоциации полупроводниковой промышленности (SIA) Джон Нойффер, Россия на данный момент не является крупным прямым потребителем чипов или оборудования для информационных технологий.

Однако Запад этим не очень обеспокоен: параллельный импорт не помешает РФ двигаться своим курсом, но ощутимо ограничит российским компаниям выход на рынок экспорта высоких технологий, куда они в последние годы, вопреки сложившему миропорядку, все чаще стали заходить. Или, точнее, заезжать, если говорить о применении современных технологиях в транспортной отрасли.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions